28.11.2016 20:55
Культура

"Поезд в Пусан" стал самым кассовым блокбастером в истории Южной Кореи

Новое нашествие зомби в южнокорейском триллере "Поезд в Пусан"
Текст:  Александр Нечаев
Российская газета - Федеральный выпуск: №270 (7138)
Биржевой брокер, только что с выгодой для себя, но с губительными последствиями для экономики продавший крупный пакет акций, после долгих уговоров соглашается отвезти дочь в день ее рождения из Сеула в Пусан к матери. По пути на вокзал они слышат вой сирен и видят несколько пожарных машин, которые несутся куда-то на всей скорости. На вокзале, однако, все спокойно - лишь в последний момент в поезд вскакивает странная женщина с глазами без зрачков и вздувшимися по телу венами. Через несколько минут она умирает, но тут же оживает и впивается зубами в пытающуюся оказать ей помощь проводницу.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Поезд в Пусан"
Трейлер: "Поезд в Пусан" - зомби-апокалипсис по-корейски

Спустя считаные мгновения покусанными и инфицированными будет большая часть пассажиров поезда, а оставшиеся в живых - брокер с дочерью, исполинских размеров мужчина с глубоко беременной женой, бездомный средних лет, воротила бизнеса, проводник и еще пара десятков человек - смогут укрыться в одном из вагонов. Скоро выяснится, что зомби-апокалипсис охватил всю страну, и поезд несется в Пусан без всяких гарантий, что там выживших не ждут полчища живых мертвецов.

Ключевые слова "южнокорейское кино" и "постапокалипсис в поезде" могут заставить зрителя, даже поверхностно знакомого с азиатским кинематографом, вспомнить эффектный триллер "Сквозь снег", который в 2013-м снял один из главных корейских режиссеров наших дней Пон Чжун Хо. Но при том что у этих картин немало общего, они представляют собой пример братьев-антагонистов. Пон Чжун Хо делал сложноустроенное кино, где несущийся по обледеневшей планете состав представлял метафору человеческого общества - с его социальной несправедливостью и делением на классы.

"Поезд в Пусан" стал самым кассовым блокбастером в истории страны

В хвосте состава ехали социальные низы, которых фашистская диктатура кормила белковой биомассой из переработанных жуков и при каждом удобном случае напоминала об их месте с помощью системы жестоких наказаний. Начинается кровавая революция с постепенным продвижением униженных и оскорбленных к паровозу, и "Сквозь снег" только поначалу кажется бодрым левацким гимном этой революции, которая установит справедливость. В финале фильма - умный сюжетный поворот, ставящий все с ног на голову. Оказывается, что система сама запланировала кровавый бунт, чтобы отрегулировать численность расплодившихся пассажиров. И что - тут Пон Чжун Хо ненароком передает привет Шварцу - победа над драконом означает превращение в него.

Фото: у "Чужого" Ридли Скотта нашли "предка" на советским телевидении

До такого амбивалентного посыла "Поезд в Пусан" не доходит. Это кино не менее эффектное во всем, что касается жанровой составляющей. Но его месседж более прямолинеен. И если создатели "Сквозь снег" к революционному левому пафосу относились с явным скепсисом, то дебютирующий в большом кино режиссер Ен Сан Хо (до "Поезда в Пусан" он занимался анимацией, и не без успеха) этим пафосом явно очарован. Отрицательные персонажи здесь те, у кого есть солидный банковский счет и власть.

Причины зомби-апокалипсиса тут прямо не называются, но по репликам можно понять, что виноваты в нем именно "акулы капитализма", которые ради наживы готовы пожертвовать интересами и безопасностью общества. Режиссер настойчиво проговаривает магистральную мысль произведения - выжить и победить можно, только сплотившись и забыв об эгоистичных устремлениях. Помогает проиллюстрировать посыл почти карикатурный злодей - бизнесмен со связями, буквально готовый идти по трупам, чтобы остаться в живых.

Нашествие зомби - разумеется, социальная метафора вырвавшегося народного гнева, который сметает все на своем пути. И тут самое время сказать, что "Поезд в Пусан" в родной Корее побил все рекорды, став самым кассовым блокбастером в истории страны. Его сборы составили больше 80 млн. долларов. Доходчивый политический подтекст "Поезда в Пусан" оказался ко двору. Это ровно тот случай, когда лучшее время для выпуска фильма в прокат не придумать. В Южной Корее, если кто вдруг не знает, в разгаре политический скандал, в ходе которого выяснилось, что вместо недавно избранного президента страной правит не пойми кто. Многомиллионные демонстрации в Сеуле и других городах привели к разговорам об импичменте. И это та самая победа идеи необходимости коллективных действий, которая так мила создателям картины.

"Абатуар": красочная, но глупая поделка режиссера трех частей "Пилы"

Впрочем, не нужно быть рассерженным корейцем, чтобы получить удовольствие от картины. Да, персонажи тут несут сугубо утилитарную функцию и представляют набор социальных типажей. Да, порой сюжет движется только благодаря волюнтаризму сценаристов. Попробуйте, например, задаться вопросом, за каким дьяволом в середине фильма одна группа выживших пассажиров так рвется к воссоединению с другой. Но по итогам ничто не мешает признать эту конструкцию отменно работающим остросюжетным механизмом, заскучать во время взаимодействия с которым невозможно.

"Поезд в Пусан" идет два часа - и это, пожалуй, самые быстролетные два часа киносеанса в 2016 году.

Мировое кино