Одним из самых актуальных вопросов для транспортного бизнеса сейчас является рост тарифов в системе "Платон" - напомним, что с ее помощью власти собирают деньги с фур за порчу федеральных трасс. В прошлом году по стране прокатилась волна протестов на эту тему, а в новом году предлагается поднять тариф в два раза (до 3,06 рублей за км).
Бизнес готовится к новым убыткам, но в правительстве понимают, что действовать надо аккуратно, пояснил сенаторам Дворкович. По поводу темпов повышения в кабмине еще ничего не решили - вопрос индексации тарифа "Платона" нуждается в обсуждении, сказал вице-премьер. Нужно "не подорвать конкурентоспособность автомобильного транспорта, и при этом решить задачи, которые ставятся перед системой "Платон". Он напомнил, что собранные с дальнобойщиков средства "не пропали даром - пошли на пользу автомобилистам и жителям страны". "Эти средства позволили отремонтировать около 1 тыс. км автомобильных дорог, причем наиболее критичные участки с наибольшей аварийностью", - подчеркнул чиновник.
Поднимать тарифы все же, видимо, придется, ведь денег в дорожных фондах (именно туда "скидываются" дальнобойщики) не хватает. В условиях бюджетной экономии наибольшее сокращение расходов пришлось на федеральные дороги - в 2016 году их построили на 30% меньше, чем в 2015, рассказал Дворкович.
По его словам, в правительстве делают все необходимое, чтобы не уменьшать объемы дорожных фондов. В дальнейшем для экономии бюджетных средств правительство надеется привлекать инвестиции через проекты государственно-частного партнерства.
У Дворковича нашлись некоторые хорошие новости для сенаторов. Так, железнодорожная отрасль впервые зажила без федеральных субсидий. По его мнению, это свидетельствует о том, что в целом реформа в этой сфере состоялась. Тем не менее, строится железных дорог мало, перешел к плохим новостям Дворкович. Кроме обхода Украины он назвал всего несколько актуальных проектов.
Сенаторы также спросили о закупке трамваев для крупных городов. Денег хватает для закрытия проблем только в отдельных муниципальных образованиях, признал вице-премьер. Но при появлении в бюджете дополнительных средств именно это будет приоритетом, обещал он.
А вот для метрополитена денег не найдется в ближайшие два-три года, признал Дворкович. "У нас нет средств сейчас на разворачивание серьезной программы поддержки метростроя, - не стал отрицать он - И основное строительство метрополитена происходит только в московской агломерации".
Спикера Совфеда Валентину Матвиенко этот ответ не устроил. "Без развития метрополитена не решить проблему пробок", - сказал она. Собеседник сенаторов признал проблему. Но отметил, что регионам, согласовывая планы по транспорту с кабмином, пришлось выбирать - или "закрывать" проблемы с аварийными дорогами, или строить метро. В итоге были выбраны дороги.
"Запрещенный прием! - прокомментировала Матвиенко. - Все равно о метро надо думать на государственном уровне".