Все началось с того, что у автора идеи, доктора технических наук, профессора Курганского госуниверситета Глеба Волкова заболела спина. Пешком ходить стало трудно, и он вспомнил про велосипед. Но, проехав пару раз, понял, что старый двухколесный друг - не помощник: спина затекла, руки устали. Курганский конструктор стал думать, как усовершенствовать велосипед.
С тех пор прошло семнадцать лет. За это время, вспоминает Волков, он разработал около двадцати опытных моделей, часть из которых он сейчас называет "корягами". Но есть и удачные инженерные находки. Среди них - складной велосипед, кстати, запатентованный. После него мастер изладил велосани со спинкой. Получилось неплохо, но все-таки не то, к чему стремился. Потом обратил внимание на лигерады. Это велосипеды, на которых можно ехать полулежа. Они очень популярны в Европе, особенно у туристов, а в России пользуются спросом в основном у любителей нестандартной велотехники. Главное преимущество лигерадов - отсутствие нагрузки на спину, то есть как раз то, чего добивался профессор. Однако у "лежачих" моделей были определенные недостатки: на одних не было амортизации, на других - плохо решен вопрос с управлением. Кроме того, длиннобазовый лигерад никак не вписывался в городскую инфраструктуру: тяжелый, неповоротливый, он не помещался в лифте и занимал много места в квартире.
Конструктор решил его модернизировать: уменьшить габариты и полностью переделать систему управления. На помощь позвал сына Всеволода Котельникова, специалиста по дизайну. 24-летний молодой человек внес принципиальные коррективы в первоначальный проект, и в результате совместного плодотворного труда на свет появился "Ринцлер" (так авторы назвали свое детище) с футуристическим дизайном.
- Руль находится внизу возле сиденья на ширине плеч, - объясняет профессор. - Опираясь на него, мы, по сути, управляем центром тяжести. Это добавляет маневренности, а на кочках позволяет разгрузить спину. На ровной же дороге руки полностью расслаблены.
Интересно выполнено сиденье. По внешнему виду и удобству оно больше похоже на автомобильное кресло. Неслучайно, один из местных жителей, впервые увидев лежачий велосипед, назвал его "креслом на колесах". Каркас для кресла, как и все трудоемкие детали, изготовлены по современной технологии: их вырезали лазером. В спинке кресла есть выемка, благодаря которой исключено давление на позвоночник. Вообще, оригинальных инженерных и дизайнерских решений в конструкции много. Любопытен, например, амортизатор. На обычных велосипедах он установлен либо в передней, либо в задней части. На курганском лигераде узел амортизации относится к креслу: можно прыгнуть через поребрик и не почувствовать удара. Кстати, сейчас авторы оформляют патент на свое ноу-хау. Вместе с тем говорить о том, что в Кургане изобрели новый велосипед, будет не совсем правильно, считает профессор. А вот компоновка узлов здесь действительно уникальная.
- Работа конструктора в отличие от ученого состоит в том, чтобы хорошо увязать все элементы, - говорит Глеб Волков . - У нас это получилось.
По мнению курганских кулибиных, в их проекте решены все инженерные задачи, которые не позволяли лигерадам встать на одну ступень с обычным велосипедом и обрести массовую популярность.
- Немаловажно, что все узлы и детали максимально стандартизированы, так что любую зап-часть можно купить на велорынке или в магазине, - подчеркивает Всеволод.
В Кургане лежачий велосипед многим еще в диковинку. Когда он появляется на улице, прохожие разглядывают его, как музейную редкость, признался Глеб Волков. Кому-то он кажется лишь игрушкой для развлечения. Между тем лигерад - большой трудяга, на нем без особого напряжения можно преодолевать значительные расстояния. Кстати, курганскую двухколесную машину проверили на прочность в московском клубе энтузиастов биотранспорта. Как рассказал один из его создателей Сергей Пономарев, впервые он увидел лигерад нынешним летом на выставке в Москве, а потом отправился на нем в четырехдневное путешествие.
- Аппарат интересный, удобный, у него хорошая высота, динамика. За счет руля-аватара, выходящего из-под кресла, легко управляется, - поделился впечатлением энтузиаст. - Здесь понятное переключение передач, безукоризненные тормоза. Словом, годится для длительных путешествий в отличие от других его собратьев.