В новом спектакле-шоу "Вернувшиеся", премьера которого состоится в Москве 1 декабря, актеры играют, находясь посреди зрителей. Сделали спектакль американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab, и к ним в качестве продюсеров и "соучастников" творческой составляющей присоединились хореограф Мигель, известный широкой публике по экспрессивному телешоу "Танцы", и Вячеслав Дусмухаметов - он стоит за большинством проектов телеканала ТНТ. После 50 представлений в российской столице постановка поедет в Нью-Йорк. Стоит ли идти и что это за опыт, обозреватель "РГ" испытала на себе.
...Заинтригованные мы собирались в полутемном баре. В аннотации к шоу рекомендуется прийти в удобной одежде и обуви и строго наказано соблюдать правила. Нельзя, например, прикасаться к актерам самим и даже бить их! Но самое ужасное правило для журналиста - даже не снимать маску, а то, что три часа нельзя разговаривать. Еще одна сложность - отсутствие мобильных телефонов и возможностей делать селфи с героями. Но в баре-подвале селфи еще можно было сделать, и только было мы направились фотографироваться, как к нам подошел огромный черный человек с рыжей шевелюрой и бородой. "Я - столяр Джейкоб", - представился он, старомодно поцеловал мне руку, а на предложение сделать совместное фото ответил: "У меня уже есть одна фотография, - тут столяр достал потертый снимок вековой давности. - Я тут со своей мамой, с другими женщинами не фотографируюсь".
Тем временем первой группе надлежало уже войти в особняк. Как "первопроходцев" нас напутствовали режиссеры, рассказав, что нам предстоит "пережить каждому собственный опыт", пытаясь понять историю "о прощении и о любви"; и хореограф Мигель.
...В особняке звучала классическая музыка (композитор - лидер Therr Maitz Антон Беляев). Маска, которую нам выдали, слегка давила на очки, и голова непривычно закружилась. Это уже потом мне посоветовали очки надевать поверх маски - так удобнее. Бродя по пустым комнатам, декорации которых выглядели так, словно некто тщательно поработал на блошином рынке, я пыталась найти подвох. Разворошить сено, заглянуть в шкаф, подергать за ручки закрытых дверей. Массивный номерок сжимала в руках, как оружие, помня, что главное, если что, сдержаться и не ударить им актера. Однако на комнату страха это все же не было похоже. Вернее, на комнаты, потому что можно было сбиться со счета, пытаясь определить, сколько их на четырех уровнях старого дома. А новые двери то открывались, то закрывались... Гостиная, столовая, спальня, молельня, приют, библиотека, кабинет врача...
Тем временем среди нас появились актеры. Определить их было легко - по костюмам и отсутствию масок. Больше всего захотелось, чтобы они ничего не говорили, а просто начали танцевать. Но нет, в гостиной уже разыгралась сцена между Пастором и фру Альвинг, из которой стало понятно, что ее сын Освальд возвращается домой. Так вот при чем тут Генрик Ибсен - это же его пьеса "Привидения"! Большинство гостей из нашего потока (всего каждый вечер потоков четыре, по 30-50 человек, которые, соответственно, заходят на шоу в 19.00, в 19.30, 20.00 и 20.30) уже побежали за героями в другую комнату, и лишь несколько двигались в другом направлении - по своей траектории. Нужно сказать, что до этой сцены можно было понаблюдать, как одевается и причесывается фру Альвинг - в ванной комнате наверху. Потрогать украшения на столе, прикоснуться к ее платью. Другие зрители видели каждый свое - 18 актеров в течение вечера проигрывают все сцены дважды.
Гуляя по особняку, ты пробираешься еще и через череду запахов. В гостиной пахнет сигарами, в столовой - едой, в молельной - свечами. Но в комнате, где внезапно разыгралась странная оргия, пахло только дымом. Я присела на диван. Рядом оказался полуголый актер, человек молодой, но уже с порочным лицом, на колени к нему легла девушка, ее волосы разметались по моей юбке. Впереди другая девушка попросила зрителя в маске расстегнуть ей платье. А дальше все происходило в неверном свете стробоскопа...
Кого-то из людей в масках актеры брали за руку, с кем-то запирались в комнате. За те полгода, что шли репетиции спектакля, актеров, а их набрали на серьезном кастинге - несколько человек на место, учили деликатно взаимодействовать с людьми в... московском метро. Как прикоснуться, встретиться взглядом, не испугать, понять, готов ли человек взаимодействовать, или хочет, чтобы его оставили в покое - наедине со своими ощущениями. Еще на кастинге было задание - сделай так, чтобы люди пошли за тобой. Так вот актерская работа в спектакле-шоу "Вернувшиеся" действительно впечатляет. Не "раскололся" никто. Можно только представить, как сложно держаться в образе, когда ты среди людей в масках, иногда на расстоянии 20 сантиметров от них - нарушены все границы личного и личностного пространства. Мой собственный опыт произошел на уровне взаимодействия взглядов. Как раз с фру Альвинг. В тот самый момент, когда в комнате, где спал ее сын, она принимала для себя решение - то ли сбежать, то ли отравиться. Она долго и испытующе посмотрела на меня, словно спрашивая совета, и я едва заметно качнула головой: "Нет!" Тогда она отложила пузырек с таблетками ядовитого цвета.
С "Вернувшихся" можно выйти. Устав ходить или от увиденного и пережитого, спуститься в бар. А потом подняться обратно. Билеты стоят от пяти тысяч рублей, но если вы VIP-гость, то напитки вам положены бесплатно. Более того, вам гарантирован эксклюзивный персональный опыт - приватная игра актера (не путать с приватным танцем). С "Вернувшихся" можно уйти, но тогда вход обратно уже запрещен. В какой-то момент мне и захотелось покинуть особняк, и я спустилась в бар и сняла маску. Однако мне дали понять - ожидается финал. Я перевела дух и вернулась. Тут же увидела, как в зале разыгрывается настоящий театральный финал знаменитой ибсеновской пьесы. Как фантастически играют актеры, находящиеся всего в метре-двух от меня и от других. И поняла, что все же авторы правильно сделали, не ограничившись лишь хореографическими номерами. Больше всего подкупает то, что спектакль, вопреки ожиданиям некоторых, был без дешевых аттракционов. Он оказался действительно новаторским способом рассказа истории. Я словно заново перечитала Ибсена, и, как всегда в этом случае бывает, открыла для себя что-то новое в его пьесе. И еще я поняла, чем понятие "интерактивный" отличается от "иммерсивный" - а именно так подают новое шоу.
- Слово immersive тяжело перевести на русский язык, - объяснила мне креативный продюсер шоу Анастасия Тимофеева, - но оно означает захват, погружение, тогда как interactive - это лишь взаимодействие.
...После спектакля в баре появился огромный рыжеволосый мужчина.
- Как правильно вас зовут, столяр? - переспросила я, вспоминая, что ничем во время спектакля он не выдал, что мы уже знакомы.
- Актер Игорь Коровин, - вполне современно протянул мне руку он. - Приятно познакомиться.