Например, владельцы легковых автомобилей мощностью 200-250 лошадиных сил с 1 января будут платить не 60, а 66 рублей, свыше 250 лошадиных сил - 110 рублей вместо 100. Повышены ставки налога на мотоциклы и мотороллеры: мощностью 20-35 лошадиных сил - с 5 до 10 рублей, 35-45 лошадиных сил - с 8 до 15 рублей, свыше 45 лошадиных сил - с 30 до 45 рублей.
Владельцам снегоходов и мотосаней с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил придется платить 25 рублей вместо 20, свыше 50 лошадиных сил - 50 рублей вместо 40. Увеличение ставок транспортного налога затронуло также яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (ставка увеличилась со 100 до 200 рублей) и свыше 100 лошадиных сил (со 160 до 400 рублей); а также гидроциклов мощностью до 100 лошадиных сил (налоговая ставка увеличилась с 80 до 250 рублей) и свыше 100 лошадиных сил (со 150 до 500 рублей).
По расчетам департамента бюджета и финансов увеличение ставок транспортного налога дополнительно принесет в областную казну 25,2 миллиона рублей. Это, мягко говоря, немного - например, объем государственного долга Смоленской области на 1 ноября 2016 года составил 28,6 миллиарда рублей. Однако удивляться нерешительности в поиске дополнительных доходов не приходится: областной закон "О транспортном налоге" с первого дня своего вступления в силу в 2002 году использовался депутатами облдумы не для увеличения доходов бюджета, а для доказательства своей неустанной заботы об интересах избирателей. Большая часть ставок транспортного налога в регионе не меняется с 2007 года, а попытки администрации Смоленской области их проиндексировать, как правило, оказывались безрезультатными.
В сентябре 2009 года, в разгар финансового кризиса, обладминистрация, следуя рекомендации правительства России, внесла на рассмотрение депутатов облдумы предложение об увеличении ставок транспортного налога (на некоторые категории машин - в 2 раза). В обоснование были приведены следующие сведения: Смоленская область достигла четвертого место в России по числу автомобилей на душу населения, при этом размер транспортного налога равен стоимости заправки бака. Через два месяца и ровно по той же причине, законопроект был отозван: депутаты заявили, что каждый третий житель региона имеет автомобиль, а потому повышение ставок транспортного налога неприемлемо.
Правда, летом 2010 года выяснилось, что почти половина налогоплательщиков транспортный налог вообще не платит (еще в 2004 году неплательщиков было только 30 процентов), а размер общей задолженности по его уплате превысил 210 миллионов рублей. По сообщению управления ФНС по Смоленской области, в регионе насчитывается примерно 178 тысяч плательщиков транспортного налога, и 84 тысячи из них свои обязательства не исполнили. При этом около 90 процентов должников - владельцы легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил. Размер налога на тот момент не превышал для них тысячу рублей, а суммарная задолженность достигла 93 миллионов рублей.
Вместо ужесточения платежной дисциплины, в августе 2011 года депутаты просто освободили от уплаты транспортного налога владельцев автомашин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Все равно люди налог не платят, так зачем превращать их в преступников? Пусть уж лучше законно не платят. Теоретически же из-за этого решения дорожный фонд Смоленской области в 2012-13 годах недополучил около 300 миллионов рублей. С 2014 года "нулевая" ставка транспортного налога отменена, владельцы машин с маломощными двигателями платят 10 рублей в год с лошадиной силы.
Нынешние изменения в закон о транспортном налоге также оказались очень щадящими по отношению к владельцам транспортных средств, и основную массу налогоплательщиков не затронут.