01.12.2016 19:49
Культура

Петербургский театр представит спектакль по повести Алексея Толстого

Текст:  Ольга Штраус
Российская газета - Федеральный выпуск: №274 (7142) Российская газета - Столичный выпуск: №274 (7142)
"Гадюка", спектакль петербургского Театра юных зрителей им. Брянцева. Реж. Илья Носоченко, 21, 22 декабря, 10 января
Читать на сайте RG.RU

Повесть Алексея Толстого воплотил на сцене молодой режиссер Илья Носоченко, он же автор инсценировки и художник спектакля.

Постановщику удалось невозможное: уложить объемную повесть в часовое действо, причем насытить его еще и массой сведений о быте красноармейцев, о жизни обывателей периода нэпа, домыслить историю Олечки Зотовой - это требует и глубокого погружения, и творческой дерзости. Носоченко и его артисты штудировали множество материалов - от мемуаров Буденного до воспоминаний о том, как перевоспитывали проституток в послереволюционном Петрограде.

И все же ощущение, что спектакль поставил очень молодой человек, хотя и с чрезвычайно пристальным взглядом в прошлое. Его "Гадюка" - игра даже не с мифами о гражданской войне, а с образами и картинками про нее. Иногда эта театральная игра поднимается до замечательных сценических метафор, от которых - мороз по коже. Но чаще плакатная вроде "окон РОСТА".

В "Ленкоме" состоялась премьера "Дня опричника" Владимира Сорокина

Перевести психологическую прозу Толстого на язык революционной пантомимы - а основная часть спектакля исполнена почти балетными сценами - дело сложное. Замедленные сцены стрельбы, почти бессловесные этюды эскадронного быта подкрепляются кадрами кавалерийских атак, проецируемых на задник сцены.

Все персонажи густонаселенного спектакля - в белом. Зачастую это напоминает исподнее: война, как и любовь, обнажает все. Нервы, характеры. И только всполохи красного то в занавесе, то в гусарском ментике командира как пульсация крови возвращают к трагедии происходящего.

Конец войне, и разбросанные на сцене подковы собирают в корзину - сырье в металлтрест. Между подковами брезгливо пробираются каблучки пишбарышень, работниц треста. Зотова среди них, колотит пишмашинку как пулеметчик. Зотову в спектакле травят не соседи по коммуналке, а "трудовой коллектив". И финал не по Толстому. После рокового выстрела у Зотовой была тюрьма, потом война, ссылка - скороговоркой. А вернулась в 1962 в родную Казань, на месте дома - кинотеатр. Идет комедия "Гусарская баллада". На экране счастливая пара: и на гусаре ментик, и смеется Шурочка Азарова... Только в ХХ веке у кавалерист-девиц совсем иные судьбы.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад