Такие испытания - необходимый этап перед началом более серьезных и затратных работ по созданию всего комплекса. Они должны подтвердить, что выбранный тип ракеты без проблем выходит из пусковой установки, расположенной на железнодорожной платформе. Сообщалось, что в качестве такой ракеты выбран "Ярс". Но стреляли не "Ярсом", а его массогабаритной моделью.
Для чего России нужны БЖРК?
Создание таких комплексов в СССР было вынужденной мерой. В США основой ракетно-ядерной триады стали подводные ракетоносцы. По ним оказалось невозможно нанести упреждающий удар, т.к. субмарины были неуловимы в океанских просторах. Сами же они могли приближаться к нашей береговой линии почти вплотную, держа под прицелом практически всю страну.
Паритетно ответить СССР не мог. Запад успел покрыть Мировой океан сетью гидроакустических станций и отслеживал все перемещения наших субмарин. Конечно, советские подводники шли на разные ухищрения, и порой наши АПЛ с ядерными ракетами неожиданно появлялись там, где их не ждали. Но проблемы глобальной скрытности это не решало.
Основой советских РВСН были шахтные пусковые установки. Понятно, что они стали первоочередной целью для стратегических ракет стран НАТО. Появление мобильных наземных "Тополей" сделало рывок в решении проблемы скрытности.
Между тем именно самая протяженная в мире сеть железных дорог позволила СССР создать реально скрытные мобильные ракетно-ядерные комплексы. Внешне, особенно сверху, БЖРК не отличались от вагонов-рефрижераторов. Правда, тянули такой состав два тепловоза. Так ведь многие поезда тянут два локомотива. Идентифицировать их средствами космической разведки оказалось очень трудно. Они легко терялись на необъятных просторах, могли уходить на запасные пути где-нибудь в тайге и маскироваться там от наблюдений из космоса. Или прятаться в неиспользуемых или специально построенных туннелях.
В случае необходимости поезд был готов к стрельбе за несколько минут. Если сигнал тревоги застигал в пути, он останавливался, у вагонов выдвигались опоры, провода контактной сети раздвигались и производился залп.
У железнодорожников БЖРК получили литеру "поезд номер ноль".
Ракетные поезда "Молодец", каждый из которых имел в своем составе три межконтинентальных баллистических ракеты, были приняты на вооружение в 1987 году. Каждая ракета несла по 10 боеголовок. Они обладали уникальной точностью попадания в цель, за что и получили на Западе имя Scalpel. К 1991 году было развернуто 3 ракетных дивизии, по 4 железнодорожных состава в каждой. Дислоцировались они в Костромской области, Красноярском и Пермском краях. В соответствии с Договором СНВ-2 Россия к 2007 году все БЖРК, кроме двух, ставших музейными экспонатами, утилизировала. Хотя многие эксперты утверждали, что СНВ-2 этого вовсе не требовал. Конечно, уничтожение не имевших аналогов в мире комплексов не вызвало восторга среди военных. Но подтвердилась мудрость: нет худа без добра.
Ракеты проектировались и выпускались на Украине, в Днепропетровске. Так что, если бы под давлением США Россия не ликвидировала свои БЖРК, их техобслуживание и продление ресурса в нынешних условиях стали бы невозможными.
"Баргузин" - тот еще "Молодец"
Работы над новым поколением БЖРК, получившим название "Баргузин", в России начались в 2012 году, когда стало окончательно ясно, что Запад продолжает рассматривать нашу страну в качестве главного противника. НАТО двинулось на Восток, в Европе стали разворачивать системы ПРО. Увы, был и еще один негативный момент. Ракеты "Булава" для стратегических подводных лодок нового поколения не оправдывали надежд. При залповом пуске в цель попадала лишь первая, остальные либо самоликвидировались, либо летели в "молоко". Специалисты разобрались, в чем дело, и сейчас проблема решается. Но в 2012 году все еще было неясно.
В прошлом году Главком РВСН Сергей Каракаев сообщил, что эскизное проектирование БЖРК завершено. С его же слов, в 2017 году Верховному главнокомандующему должен быть представлен доклад о перспективах развертывания БЖРК нового поколения. Теперь ясно - создание комплекса идет в полном соответствии с графиком. По словам Каракаева, "Баргузин" будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит ему находиться в составе РВСН минимум до 2040 года.
Разработку нового БЖРК ведет Московский институт теплотехники, где создавались "Тополь", "Ярс" и "Булава". Надо думать, что выводы из неудач в создании ракеты морского базирования там сделали.
Главное - ракеты, обладающие лучшими характеристиками, будут легче. Это позволит убрать все демаскирующие признаки: усиленные колесные пары и два тянущих тепловоза. То есть стратегический "поезд N0" станет действительно невидим для средств технической разведки. Возможно, увеличится число ракет. По сути, БЖРК - сухопутная стратегическая лодка, поставленная на рельсы и без ядерной энергетики. Поезд может быть полностью автономен в течение месяца. Все вагоны герметичны, защищены от стрелкового оружия и поражающих факторов атомного взрыва.