Что скрыто под землей?
Марат Шакирзянович, по строительству рельсового транспорта город бьет все рекорды...
Марат Хуснуллин: Это правда. До конца 2016-го месяц, а мы уже ввели в строй в общей сложности 70 км - 54 км Московского центрального кольца и 16 км подземки. В итоге в распоряжении москвичей появилась 31 железнодорожная платформа и 5 станций метро - 3 на Люблинско-Дмитровской линии - "Фонвизинская", "Бутырская" и "Петровско-Разумовская", плюс две первые станции в Новой Москве - "Румянцево" и "Саларьево". Десятки тысяч горожан получили метро в шаговой доступности от дома, а сотни тысяч стали в разы быстрее добираться от дома до работы и обратно. Завершается работа по сооружению Солнцевского радиуса Калининско-Солнцевской линии от станции "Парк Победы" до "Раменок" с тремя станциями: "Раменки", "Минская" и "Ломоносовский проспект". Все они готовы более чем на 95%, до конца года их введем. Так что помимо 31 станции МЦК - 8 станций метро за 2016-й. Итого - 39. Это очень хороший результат. За всю историю метростроения лишь Пекин однажды построил больше, введя одновременно 84-86 км линий подземки. У нас же такого никогда не было даже близко. В советские времена, когда метро строили 200 тысяч метростроителей со всего СССР, максимум, что вводила в эксплуатацию Москва, - 13 км линий в год. Да и то лишь раз.
Но все-таки в 2016-м вы хотели построить еще больше: не 8, а 12 станций подземки...
Марат Хуснуллин: Планы пришлось подкорректировать. Прокладку первого участка Третьего пересадочного контура от "Делового центра" до "Петровского парка" завершим, как и планировали, до конца года. Тоннель построен, чтобы запустить этот участок, круглосуточно работают 3700 рабочих. Тем не менее 5 станций, расположенных на линии - "Деловой центр", "Хорошевская", "ЦСКА", "Парк Победы" и "Петровский парк" - сможем открыть только в начале 2017-го.
Дело в том, что мы встретились с очень сложными грунтами, потребовавшими другой технологии строительства.
Значит ли это, что из-за таких частностей - отложен срок ввода на одной линии, на другой - может быть не выполнена и вся задача, поставленная правительством Москвы: построить к 2020 году 160 км новых линий?
Марат Хуснуллин: Я уверен, что эта задача реально выполнимая, хотя, конечно же, очень сложная. Судите сами: за 80 лет существования Московского метрополитена построено 300 км линий, а нам за 8-10 лет нужно проложить 160 км! Больше половины существующей подземки! К тому же появилось немало дополнительных сложностей. В начале программы мы рассчитывали собрать 55 тысяч метростроителей, а сейчас метро строят 35-37 тысяч. Почему? К примеру, мы потеряли в силу известных причин порядка 2 тысяч проектировщиков с Украины. Еще пришлось расстаться с полутора тысячами испанских проектировщиков - из-за падения рубля по отношению к доллару. Тем не менее, повторюсь, все, что запланировано, мы построим. Ну, разве что немного могут быть сдвинуты сроки ввода, скажем, вместо 2020-го на 2021-й. Мы ведь строим не только то, что вводится сегодня-завтра. Все время идет огромная работа на перспективу. Но происходит это под землей, где никто этого не видит. Там, в подземном пространстве, огорожены 300 площадок. 22 тоннелепроходческих щита без устали прокладывают новые тоннели. Они прошли уже расстояние более 80 км. И во всех тоннелях идет отделка, строятся выходы к новым станциям и т. д.
А что из этого задела будет введено в новом, 2017 году?
Марат Хуснуллин: В плане 10 станций: 3 оставшиеся на Люблинско-Дмитровской линии - "Окружная", "Верхние Лихоборы" и "Селигерская", и очередной участок Калининско-Солнцевской ветки от "Раменок" до "Рассказовки" в Новой Москве сразу с 7 станциями - "Мичуринский проспект", "Озерная", "Терешково", "Солнцево", "Боровское шоссе", "Новопеределкино" и "Рассказовка". Чтобы справиться с таким объемом, в ближайше время удвоим число строителей - с 5 до 10 тысяч. Высокими темпами строится и абсолютно новая ветка метро - Кожуховская. По ней москвичи должны поехать в 2018-м, но постараемся запустить раньше.
"Ласточки" не подведут
Пуск МЦК стал для Москвы настоящим событием. Ведь речь о необходимости приспособить это железнодорожное кольцо для пассажирских перевозок шла в столице еще с начала 2000-х годов. И в 2004 году ее уже обещали пустить. А пустили лишь 12 лет спустя. И что поразительнее всего, переоборудовали всего за два года! А ведь дорога не была даже электрифицирована!
Марат Хуснуллин: Скажу вам: работу железнодорожников и строителей над этим проектом я считаю настоящим трудовым подвигом. Ведь вокруг был не пустырь, а плотно застроенный город с кольцом плотно движущегося транспорта. И через все это надо было доставлять и вывозить сотни тонн грузов! Но что меня радует больше всего? Когда МЦК запускали, мы рассчитывали, что по перевозкам дорога выйдет на 240 тысяч пассажиров в день в течение года. Прошло всего два месяца, а МЦК возит в день уже более 300 тысяч человек! Вот лучшее свидетельство того, насколько дорога нужна городу. А дальше еще нужнее будет. Ведь пуск кольца - только первый этап. На втором этапе мы интегрируем станции МЦК с метро и 9 радиальными направлениями железной дороги. Построим либо новые платформы, либо свяжем существующие с вновь построенными на кольце с помощью транспортно-пересадочных узлов. Это снова внесет масштабные изменения в улично-дорожную сеть столицы и работу городского общественного транспорта. Завершим интеграцию транспортной инфраструктуры в 2018-2019 гг. Будет и третий этап. Вокруг МЦК, где пока располагаются старые промзоны, начнется строительство новых районов - с жильем, рабочими местами, социалкой... Появятся, безусловно, и новые дороги, и их тоже надо связать с МЦК. Это еще работы лет на 10, не меньше.
Вы хотите сказать, что в течение 10 лет не только МЦК уверенно впишется в транспортную сеть и инфраструктуру города, но и кардинально изменится пейзаж за окном "Ласточек"? Чего греха таить, сейчас смотреть там особо не на что...
Марат Хуснуллин: Не сомневаюсь!
Есть инвесторы, готовые принять участие в развитии срединной части Москвы, по которой проходит МЦК?
Марат Хуснуллин: Их много, и интерес к этим территориям растет. Например, ТПУ "Ботанический сад" на МЦК уже продан, инвестор занимается его проектированием и строительством. Недавно выставили на конкурсы 7 ТПУ, которые предстоит возвести в местах строительства новых станций метро. Только на роуд-шоу, чтобы посмотреть на эти проекты, явилось 80 компаний! Выяснилось, что на каждый ТПУ претендуют в среднем от 2 до 7 компаний. Сейчас готовим такой же пул предложений на МЦК.
Дороги плюс
Марат Шакирзянович, помню, когда вы только возглавили стройкомплекс Москвы, Вас очень расстроило то обстоятельство, что если в развитых странах на улично-дорожную сеть приходится 20-30% площади города, то в Москве всего 8%. Этим во многом объяснялись те сумасшедшие пробки, с которыми столица пришла к 2010 году. Все время, прошедшее с тех пор, строители упорно прокладывали новые дороги и реконструировали старые, чтобы восполнить этот исторически образовавшийся дефицит. Удалось?
Марат Хуснуллин: Объемы дорожного строительства в Москве сегодня одни из самых высоких в мире, мы уступаем по этому показателю только китайцам. За 6 лет введено в эксплуатацию порядка 500 км дорог - это 13% всех существовавших в Москве за ее многовековую историю. Кроме того, построено 24% от имевшихся прежде искусственных сооружений - мостов, развязок, тоннелей, путепроводов - и 35% пешеходных надземных и подземных переходов, которые были в Москве до 2010 года. Полностью завершена реконструкция всех основных развязок на МКАД и обновление 8 вылетных магистралей. По итогам 2016 года надеемся ввести в строй еще около 100 км построенных и реконструированных дорог и 15 новых пешеходных переходов. А по искусственным сооружениям годовой план уже перевыполнили: построили и ввели 37 (планировали 30). Упор теперь делаем на создание новых связок между районами, которых давно не хватало Москве. Эту задачу должны решить во многом две хорды - Северо-Западная и Северо-Восточная. Первую мы частями уже вводим и открываем для движения, а полностью сможем завершить ориентировочно к 2019 году. Правда, при условии, если за будущий год успешно пройдем через процедуру публичных слушаний и москвичи районов, через которые идет трасса, нас поддержат. Нормативный срок строительства оставшейся части хорды - 3-4 года, мы хотим справиться с ней за 2 года. Практически все объекты сдаем намного раньше нормативных сроков. Северо-Восточная хорда тоже уже строится и будет в основном готова вместе с Северо-Западной, и лишь ее отдельные участки могут уйти на 2020 год.
С будущего года столица на 30% увеличивает расходы на транспортное строительство. На что будут направлены эти деньги?
Марат Хуснуллин: В полтора раза больше средств выделено как раз на дорожное строительство - вместо 100 млрд руб. - 150 млрд. Необходимость в этом вызвана в основном развитием новых территорий. Продолжим строительство дороги Солнцево -Бутово -Видное, трасс в тех районах Новой Москвы, где пройдет метро, чтобы к станциям можно было проехать, создание поперечных связок для выхода на Киевское шоссе в районе улиц Родниковой и Авиаторов.
Добавится дорог и в старой Москве. В частности, уже в 2017-м начнем строить Южный дублер Кутузовского проспекта от Аминьевского до Минского шоссе. Планировалось привлечь к этой стройке инвесторов, но в конечном итоге решено строить ее на деньги столичного бюджета. Пик работ придется, по нашим расчетам, на 2018 год, когда вместо 100 км в год надеемся построить 158 км. Если удастся, это станет еще одним настоящим рекордом московских строителей.
А с Подмосковьем удалось синхронизировать реконструкцию вылетных магистралей?
Марат Хуснуллин: Большей частью да. Например, для тех, кто едет в Москву по платной дороге Москва - Санкт-Петербур продлеваем "вход" в город от МКАД на Северо-Восточную и Северо-Западную хорды. В результате автомобилисты смогут, не въезжая на Третье транспортное кольцо, попасть на Северо-Восточную хорду и доехать до развязки Вешняки -Люберцы, а по Северо-Западной хорде - до улицы Народного Ополчения. Это существенно разгрузит вылетные магистрали. А вот на Щелковском шоссе мы остановили пока стройку - ждем, когда область определится, по какому маршруту пойдет трасса по их территории. На Дмитровке автомобилисты с нетерпениемждут, когда область закончит свою часть расширения шоссе у деревни Грибки - мы свою транспортную развязку там построили еще два года тому назад. Ждем, что в следующем году Подмосковье завершит строительство и двух развязок на Можайском шоссе - выезд на Сколково и далее - на Одинцово.
Московская недвижимость всегда в цене
Марат Шакирзянович, а вот объемы строительства недвижимости в этом году, как недавно признал мэр, снизилось по сравнению с прошлым годом...
Марат Хуснуллин: Посмотрите динамику ввода. Прошлый год, когда было сдано в эксплуатацию более 9 млн кв, стал рекордным на фоне тех 5,8 млн кв. м, с которых мы начинали в 2010-м. Всего за эти годы построено и введено более 40 млн квадратов. Ну не можем же мы вечно расти! Стагнация все равно будет - хотя бы потому, что сейчас хуже продаются офисные здания.Пока рынок не поглотит все, что на нем уже выставлено, движения вперед не будет. Но жилье успешно продается, наблюдается даже рост спроса и продаж. За 10 месяцев с начала года введено в строй 2,9 млн кв. м при годовом плане 3,5 млн. Что важно, я подчеркну особо, более 1,5 млн кв. м - в Новой Москве, что соответствует нашему курсу на полицентричность развития мегаполиса. Надо учитывать и то, что как показывает практика, основные объемы ввода недвижимости приходятся на IV квартал, который не закончился, так что жилья у нас будет сдано минимум 3,3 млн кв. м, а в целом недвижимости - порядка 8,5 млн кв. м. Не так уж и мало!
Москва с этого года отказалась от строительства жилья устаревших серий. Новые сериии отличаются от унылых "коробок" спальных районов родом из 70-х годов и ярким обликом, и в целом архитектурой. Но строительство такого жилья, наверное, более затратно. Это по карману москвичам?
Марат Хуснуллин: Да, квартиры в них чуть дороже - на 1-2 тыс. руб. за "квадрат", но дома эти более качественные. Заплатив немного больше за квартиру в них на старте, жильцы потом существенно экономят. В этих домах на 20-30% меньше требуется электроэнергии, в них экономнее расходуется и холодная, и горячая вода, значит, за их содержание и коммуналку придется платить меньше.
Окончание сноса пятиэтажек снова перенесено? Теперь на 2018-й год?
Марат Хуснуллин: Напомню, когда мы приступили к программе сноса домов первого периода индустриального домостроения, их оставалось в Москве 418 из 1722. А к январю 2016-го десятки тысяч семей уже были переселены и справили новоселья. До конца 2016-го и в течение 2017 года переедут еще несколько тысяч москвичей. На 2018 год перейдет порядка 15 домов, жители которых не захотели переезжать в предложенные им новостройки, так как по соседству с их прежним домом просто не было свободных площадок. Найти компромисс, который устроит и горожан, и не разорит бюджет, непросто. Это живой процесс, который трудно загнать в строгие рамки. Но по сути программа закончена. С ее "хвостиком" мы, конечно же, справимся.
Москва, как и другие регионы, столкнулась с еще одной проблемой: обманутыми дольщиками. Сейчас приняты поправки в ФЗ N 214. Как думаете, это поможет защитить людей от недобросовестных застройщиков?
Марат Хуснуллин: Когда ситуация в экономике ухудшается, количество обманутых дольщиков всегда увеличивается. Находится немало мошенников, которые просто нагло обманывают людей. В 2011 году в Москве было 10 тысяч обманутых дольщиков. Мы свели эту цифру к 600. По каждому дому разбираемся индивидуально, людей в беде не оставим, все проблемы оставшихся обманутых дольщиков решим. Кстати благодаря целому комплексу принятых мер по защите дольщиков от рисков, в том числе и принятия поправок в 214-й ФЗ, у нас в городе растет количество людей, участвующих в долевом строительстве жилья, в настоящее время их примерно 60 тысяч. Это лучшее свидетельство доверия к застройщикам. Именно население - самый крупный и надежный инвестор в строительство первичного жилья в Москве, только в этом году по договорам долевого участия проинвестировано 620 млрд руб. Это самая большая сумма за все последние годы. Она больше, чем объем всей годовой городской Адресной инвестиционной программы, которая на 2017 год будет профинансирована в размере 450 млрд руб.
В АИП на 2016-2019 гг резко увеличено финансирование строительства объектов здравоохранения...
Марат Хуснуллин: Да, вдвое. Это позволит удвоить, например, ежегодный ввод поликлиник. В этом году введем их 6, в 2017-м - 15, 2018-м - 13, 2019-м - 8. Раньше всех новостройки, которые можно будет оснастить самым современным оборудованием в отличие от тех, что расположены сейчас на первых этажах жилых домов, получат жители районов Солнцево, Строгино и Тропарево-Никулино. Ввод в них детско-взрослых поликлиник на 750 посещений в смену, намечен на 2018 год. Параллельно будет построена поликлиника на 320 посещений в Замоскворечье. А в 2019 году откроются поликлиники в Бутырском районе, Южном Медведково и Щукино.
В 2017-м московское здравоохранение получит еще целый ряд знаковых объектов. Таких, как, например, перинатально-кардиологический центр на базе 67-й городской больницы - крупнейший в Европе. Под его крышей с комфортными палатами для мам и малышей соберутся лучшие врачи, которые будут оказывать помощь мамам и их детям с заболеваниями сердца на всех этапах - начиная от планирования у женщины беременности до достижения ее малышом трехлетнего возраста. Центр на 450 пациентов сможет принимать 20 тысяч родов в год.
С интересом следит страна и за реконструкцией "Лужников". Там уже косят траву, на которой предстоит сыграть матч-открытие во время чемпионата мира по футболу-2018. Скоро ли придут обживать обновленный спорткомплекс спортсмены?
Марат Хуснуллин: Свои работы мы закончим к концу года на 95-97%. Останется частично монтаж кресел и покраска, которую можно делать только весной, да еще благоустройство и пуско-наладка оборудования. Объект сдадим в первом квартале 20127-го, то есть на полгода раньше намеченного. Могу смело сказать: "Лужники" и прежде были одним из красивейших мест в Москве, мы же их сделаем еще и стадионом мирового уровня. Но на территории стройка еще продолжится: Дворца водных видов спорта, Ледового дворца, Центра художественной гимнастики...
Вы планировали там построить еще канатную дорогу с Воробьевых гор...
Марат Хуснуллин: Строится. Инвестор обещает закончить в 2017-м. С ее появлением не надо будет ходить в "Лужники" с Воробьевых гор в обход по мостам - два парка будут фактически соединены. Да и просто полюбоваться панорамным видом с канатки над Москвой-рекой найдется немало желающих. Тем более что дорога будет не просто красивая, но и сконструированная на высоком уровне - кабины для нее делает компания "Порше".
Кризис учит экономить
Не могу не спросить: откуда деньги у Москвы на такое масштабное строительство? Кризис же...
Марат Хуснуллин: Налоги в городе платятся стабильно. Но мы деньгами не сорим - напротив, очень серьезно экономим на закупках. И вообще я считаю, что кризис - это в какой-то мере даже хорошо.
Да что же хорошего-то?
Марат Хуснуллин: Заставляет принимать более эффективные решения, думать, как можно урезать затраты, но, безусловно, не в ущерб качеству. На экспертизе и торгах мы экономим примерно 21% расходов. За 5 лет удалось сэкономить целый годовой бюджет Адресной инвестиционной программы города! Эти деньги были направлены снова в стройку, на другие объекты.
А с инвестициями как обстоят дела? Раньше на каждый бюджетный рубль Москва получала несколько инвестиционных...
Марат Хуснуллин: И сейчас привлекает - не меньше 4 рублей на рубль, а в недвижимости и больше: ее на бюджетные средства строится всего процентов 15, все остальное - деньги инвесторов. Инвестиционный взрыв дают и вложения в транспортное строительство. Особенно это видно по новым веткам метро и пуску МЦК. Как только появляется транспортная доступность, сразу же появляются желающие развивать территорию. В общей сложности Москва получает инвестиций больше триллиона рублей в год. Это большие деньги даже для такого города. Они открывают все новые возможности для развития мегаполиса. И мы стараемся, чтобы таких возможностей становилось из года в год все больше.