Заинтересовались многие: "аквариум" для презентаций на третьем этаже был забит под завязку. С одной стороны писатель Павел Басинский вслушивался в рассказ Михаила Вадимовича, с другой - генеральный директор Первого канала Константин Эрнст протискивался на встречу и старался быть не сбитым детьми, снующими от стенда к стенду, так как презентация проходила на детской территории ярмарки. Заглянул и заместитель руководителя Роспечати - Владимир Григорьев.
Те, кто пришел чуть загодя, как заместитель генерального директора по научно-издательской деятельности РГБ Александр Самарин и заместитель генерального директора по науке Российской книжной палаты, главный редактор журнала "Библиография" Константин Сухаруков, смогли познакомиться с книгой в комфорте, заняв места в первых рядах.
Презентацию Сеславинский разделил на две части: рассказал о самом каталоге и о некоторых книгах, включенных в него.
"Эта книга не только для библиофилов, она и для книжной, читающей публики, - заметил автор. - Надеюсь, издание будет полезно многим. Например, станет подсказкой тем, кто любит покопаться на книжных полках бабушек и дедушек: надо же знать, за какой корешок хвататься, а какой того не стоит".
"Русские книжные редкости ХХ века…" - продолжают традицию составления каталогов книжных редкостей, заложенную еще в конце XIX века отечественными собирателями. Это, как заметил глава Роспечати, чарующая тема для библиофилов. Отрывной точкой для Михаила Вадимовича стал каталог русских книжных редкостей Николая Березина.
Сеславинский работал над книгой больше пяти лет, рождалась она непросто. После посещения Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду во Франции даже пришлось в срочном порядке убирать одни редкости, чтобы добавить другие.
"Самым сложным было, выражаясь словами французского скульптора Огюста Родена: "Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее", - рассказал автор. По мнению Сеславинского, подобные каталоги никогда не получались у серьезных государственных учреждений, например, библиотек, потому что они не могут позволить себе субъективный подход в этом деле.
"Вам, думаю, интересно, откуда цифра 333 - спросил у собравшихся слушателей глава Роспчати. И тут же сам все рассказал. - Я сторонник красивых цифр. 333 - серьезное число для собирателей редкостей XX века: "Заветные сказы" Алексея Ремизова был выпущены именно таким тиражом".
Дальше Михаил Вадимович продолжил рассказ, останавливаясь на конкретных библиофильских дезидератах минувшего столетия, начав с журналов. На экране позади рассказчика во всей своей красе раскрылись журналы "Сирена", "Солнце России" и "Среди коллекционеров". В ходе повествования Сеславинский заметил, что сейчас один номер журнала "Мурзилка" 30-х годов стоит 2000 р., он приценивался здесь, на ярмарке.
Рассказал он и о самых любимых книгах библиофилов - первых изданиях поэтов Серебряного века, выходивших тиражом от 200 до 1200 экземпляров. Среди них книга стихов Анны Ахматовой "Вечер" с обложкой работы поэта Сергея Городецкого, стихи Бориса Пастернака "Близнец в тучах".
"Я железной волей попытался абстрагироваться от своей библиотеки и быть объективным, - признался Сеславинский. - Включил в каталог книги, которых нет в моей коллекции, которые меня не сильно интересовали. В данном случае речь о книгах русского авангарда. Это один из немногих фундаментальных сегментов русской книги, которым интересуются во всем мире, кстати".
Посетовал Михаил Вадимович и на то, что про каждую книгу ему хотелось написать мини новеллу и избежать этого искушения удалось с трудом. Было принято решение делать отдельные ремарки, которые помогут разобраться библиографам, например, многим книгам здесь дано ценообразование, таким образом можно проследить, как менялась цена на книжку с течением времени.
Рассказал Михаил Вадимович на презентации и о книгах издательства "Аквилон", которые есть у каждого библиофила, и о маленьких книжечках издательства "Сегодня", с рисунками, раскрашенными художниками от руки, и тиражом не более 125 экземпляров, и об одной из самых редких книг в истории XX века - "Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове" Аркадия Гайдара.
Авансом, как сообщил автор, он включил в книгу первое издание "Василия Теркина" Твардовского 1942 года выпуска. "Подавляющее большинство вышедших во время Великой отечественной войны книг пока еще не являются предметом библиофильского собирательства. Эти книги еще не вошли в библиофильскую моду, но не за горами то время, когда их начнут ценить", - уверен Михаил Сеславинский.
Презентация закончилась. Михаил Вадимович раздал автографы. Публика разбежалась по ярмарке, конечно же, в поисках книжных редкостей, потому что, как известно настоящим книголюбам, на ярмарке non/fiction есть все. Ну, или почти все.