В конце октября в Дворцовом музее (Запретном городе, который с 1420 года служил местом жительства императоров и его двора вплоть до 1911 года, когда китайская монархия пала) Пекина открылись две выставки, посвященные некоторым этапам истории императорской керамики.
В экспозиции "Императорский фарфор династии Мин: сравнительная выставка археологических находок из развалин фарфоровых мастерских в Цзиндэчжэне и фарфора периода Чэнхуа из коллекции Дворцового музея" представлены 183 набора фарфоровых изделий времен правления императора Чэнхуа (1465-1487 гг).
76 экспонатов принадлежат коллекции Дворцового музея. Остальные экспонаты, найденные в мастерских в Цзиндэчжэне, повреждены, говорит Люй Чэнлун, глава исследовательского института фарфора Дворцового музея. Но все экспонаты, будь то сохранившиеся целиком или лишь частично изделия, обладают особым шармом.
"В Пекин отправляли только самый лучший фарфор. Изделия с дефектами разбивали и закапывали в Цзиндэчжэне. На выставке разница заметна сразу, - говорит Люй. - Делать их копии было строго запрещено, поэтому одинаковых изделий просто нет".
Люй рассказывает, что главным образом фарфор уничтожали, если не могли добиться нужного цвета или формы. Однако иногда изделие отвергали и по другим, "незначительным" причинам.
"Например, в Цзиндэчжэне мы нашли разбитые фарфоровые предметы, и некоторые из них были такими же превосходными, как в Запретном городе, но где-то были ошибки в хронологических сведениях, а где-то дракону нарисовали лишнюю лапу".
В 2015 году в Дворцовом музее уже проходила аналогичная выставка императорской керамики 1368-1435 годов, которая охватывала периоды правления трех императоров. Но Люй говорит, что на периоде Чэнхуа следует сделать особый акцент, так как, по его мнению, расцвет производства фарфора династии Мин пришелся именно на то время. "Императорский фарфор периода Чэнхуа - один из самых хрупких, а его поверхность блестит, будто натертая маслом, - говорит Люй. - Его цвета не назовешь буйными, а узоры - пышными, но они гармоничны и элегантны. Император Чэнхуа, возможно, был не лучшим правителем, он потакал злоупотребляющим властью придворным евнухам, но в отсутствии вкуса его не упрекнешь". Люй отмечает также зарубежное влияние, проявляющееся в керамике времен Чэнхуа, что указывает на межкультурную коммуникацию. Некоторые экспонаты украшены типичными исламскими узорами, распространенными в Западной Азии.
"Фарфор Чэнхуа - это настоящее сокровище из-за своего разнообразия и форм, - сказал один из самых видных экспертов по фарфору в стране 94-летний Гэн Баочан, посетив выставку. - Какое-то время считалось, что сохранилось мало изделий того периода. Так что видеть фарфоровые предметы времен Чэнхуа вместе на одной выставке - невероятное удовольствие не только для исследователей, но и для всех посетителей".
На второй выставке под названием "Фарфор императорских мастерских династий Мин и Цин (1644-1911 годы): археологические находки из Дворцового музея и Цзиндэчжэня" экспонируется 163 набора, которые были найдены начиная с 2014 года. "Некоторые находки помогли восполнить пробелы в научных исследованиях, - рассказывает Люй. - Многие узоры, которых нет на уцелевших изделиях, сохранились на найденных в ходе раскопок предметах".
Ученым помогли находки, датированные с 1436 по 1464 год. Прежде в коллекциях не было предметов этого периода, и высказывались предположения, что тогда работу мастерских приостановили. Однако обнаружение в Цзиндэчжэне слоя почвы того времени, в котором покоилось множество черепков, опровергло это мнение. Обе выставки проходят в рамках соглашения о научном исследовании, которое музей и Университет археологических исследований Цзиндэчжэня подписали в 2014 году. На очереди - еще больше сравнительных выставок императорского фарфора времен других правителей династии Мин.