По словам представителя торговой сети Полины Киселевой, индекс "Пятерочки" появился в прошлом году и показывает отношение стоимости корзины потребительских товаров по средневзвешенным ценам в универсамах сети к стоимости "минимального набора" во всех сегментах розничной торговли, регулярно публикуемой Росстатом. В этот набор входит 33 продукта, которые составляют ежемесячную базовую потребительскую корзину россиянина. Индекс рассчитывается на основе методологии Росстата, и на практике чем он меньше, тем доступнее продукты для покупателей "Пятерочки".
Как показало исследование, в течение 12 месяцев индекс "Пятерочки" ни разу не превысил данные официальной статистики. Так, минимальное значение индекса для России достигало 96,5 процента, для Санкт-Петербурга - 91,4 процента, для Москвы - 83,3 процента. К примеру, в октябре стоимость продовольственной корзины в Санкт-Петербурге, по данным Росстата, составила 4388 рублей, в "Пятерочке" этот же набор товаров можно было купить за 3979 рублей. В столице продуктовый минимум Росстат оценил в 4396 рублей, в "Пятерочке" - в 3652 рубля. Октябрьский индекс является одним из самых низких за год наблюдений. Помимо средневзвешенных цен аналитики "Пятерочки" отслеживают изменение стоимости аналогичного набора, составленного из продуктов по минимальным ценам в категориях. По этому параметру сетевые показатели в течение всего года были в 1,5-1,7 раза ниже среднероссийских.
Товарами-драйверами снижения цен за 12 месяцев стали подсолнечное масло (в торговой сети оно в среднем стоило на 28 процентов дешевле), яблоки (-18 процентов), охлажденные и замороженные куры (- 18 процентов), горох и фасоль (- 17 процентов), сметана (- 12 процентов), огурцы (-10 процентов), пшеничная мука (- 8 процентов) и куриные яйца (- 7 процентов). При этом цены в "Пятерочке" менялись согласно общероссийским тенденциям, зафиксированным Росстатом, но сеть быстрее и активнее реагировала на сезонные колебания стоимости, например, овощей и фруктов.
По мнению аналитиков, эти данные могут служить сигналом потребителям о том, что торговые сети обеспечивают лучшее ценовое предложение, чем неорганизованная розница. Федеральные ретейлеры могут обеспечить лучшее предложение для покупателей за счет оптимального ассортимента, сильной логистики, собственных торговых марок (СТМ) и регулярно проводимых промоакций. Увеличивая долю СТМ в "первой цене", торговая сеть удовлетворяет потребность покупателей в экономии, поддерживая их в период кризиса. По данным исследования "Российский покупатель в новых экономических условиях" компании Nielsen, проведенного в сентябре - октябре 2016 года, 61 процент потребителей в поисках выгодных покупок переключились на магазины с более низкими ценами.