Как изменились цены на продукты в крупнейших торговых сетях

Рост цен на продукты всегда вопрос болезненный. Крупнейшие российские сетевые ретейлеры ведут собственный мониторинг цен. Эти данные могут использоваться не только для решения внутренних задач компании, но и для планирования продовольственной и социальной политики в регионах. Практические вопросы использования открытых данных органами власти и экспертными структурами обсуждались 24 ноября на площадке Центра стратегических инициатив. Примером таких данных может служить аналитический отчет об изменении индекса "Пятерочки" за год.

По словам представителя торговой сети Полины Киселевой, индекс "Пятерочки" появился в прошлом году и показывает отношение стоимости корзины потребительских товаров по средневзвешенным ценам в универсамах сети к стоимости "минимального набора" во всех сегментах розничной торговли, регулярно публикуемой Росстатом. В этот набор входит 33 продукта, которые составляют ежемесячную базовую потребительскую корзину россиянина. Индекс рассчитывается на основе методологии Росстата, и на практике чем он меньше, тем доступнее продукты для покупателей "Пятерочки".

Торговая сеть быстрее и активнее реагировала на сезонные колебания стоимости, например, овощей и фруктов

Как показало исследование, в течение 12 месяцев индекс "Пятерочки" ни разу не превысил данные официальной статистики. Так, минимальное значение индекса для России достигало 96,5 процента, для Санкт-Петербурга - 91,4 процента, для Москвы - 83,3 процента. К примеру, в октябре стоимость продовольственной корзины в Санкт-Петербурге, по данным Росстата, составила 4388 рублей, в "Пятерочке" этот же набор товаров можно было купить за 3979 рублей. В столице продуктовый минимум Росстат оценил в 4396 рублей, в "Пятерочке" - в 3652 рубля. Октябрьский индекс является одним из самых низких за год наблюдений. Помимо средневзвешенных цен аналитики "Пятерочки" отслеживают изменение стоимости аналогичного набора, составленного из продуктов по минимальным ценам в категориях. По этому параметру сетевые показатели в течение всего года были в 1,5-1,7 раза ниже среднероссийских.

Товарами-драйверами снижения цен за 12 месяцев стали подсолнечное масло (в торговой сети оно в среднем стоило на 28 процентов дешевле), яблоки (-18 процентов), охлажденные и замороженные куры (- 18 процентов), горох и фасоль (- 17 процентов), сметана (- 12 процентов), огурцы (-10 процентов), пшеничная мука (- 8 процентов) и куриные яйца (- 7 процентов). При этом цены в "Пятерочке" менялись согласно общероссийским тенденциям, зафиксированным Росстатом, но сеть быстрее и активнее реагировала на сезонные колебания стоимости, например, овощей и фруктов.

По мнению аналитиков, эти данные могут служить сигналом потребителям о том, что торговые сети обеспечивают лучшее ценовое предложение, чем неорганизованная розница. Федеральные ретейлеры могут обеспечить лучшее предложение для покупателей за счет оптимального ассортимента, сильной логистики, собственных торговых марок (СТМ) и регулярно проводимых промоакций. Увеличивая долю СТМ в "первой цене", торговая сеть удовлетворяет потребность покупателей в экономии, поддерживая их в период кризиса. По данным исследования "Российский покупатель в новых экономических условиях" компании Nielsen, проведенного в сентябре - октябре 2016 года, 61 процент потребителей в поисках выгодных покупок переключились на магазины с более низкими ценами.