Статистика, приведенная главой Верховного суда, говорит о том, что наши суды не так суровы, как о том порой говорят некоторые правозащитники. По крайней мере тюремное население стабильно падает. А каждый четвертый подсудимый освобождается от уголовной ответственности. И гуманные тенденции должны продолжаться.
"За последние пять лет на 40 процентов сократилось число лиц, осужденных к лишению свободы, - с 312 тысяч человек до 219 тысяч", - сказал Вячеслав Лебедев. Это, по его мнению, свидетельствует о том, что суды понимают "баланс между защитой общества от преступников и дифференциацией наказания".
Сокращается и число арестов. По данным Вячеслава Лебедева, за последние пять лет на 80 процентов снизилось число обвиняемых, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В кулуарах съезда Вячеслав Лебедев поблагодарил журналистов за то, что "держат судебную систему в тонусе" критическими публикациями. По его словам, это тоже сыграло роль в том, что сейчас побеждают новые подходы к системе наказаний.
Недавно был принят закон, который позволяет освобождать от уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести, совершенные впервые. При этом гражданин должен будет возместить ущерб и заплатить судебный штраф. То есть о безнаказанности речи нет, человеку планируется преподать урок, как говорится, без занесения в личное дело. Судимости у него не будет. Но только - в первый раз.
Еще одно предложение, которое сейчас обсуждается: ввести понятие уголовного проступка. Это нарушение, но не преступление. За него в тюрьму не посадят. Хотя какое-то наказание тоже будет. Например, человека могут отправить на обязательные работы. Отработав срок, гражданин сможет начать жизнь с чистого листа: судимости при уголовном проступке не предусмотрено.
Президент Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко в кулуарах съезда сказал корреспонденту "РГ", что адвокатуру восхищают последние предложения Верховного суда России.
- Мы поддерживаем и другие предложения Верховного суда: и о введении судебной службы как разновидности государственной службы, и об учреждении должности "руководитель аппарата суда - администратор суда", - сказал он. - Поддерживаем также идею о том, чтобы помощники в суде работали с разными судьями, а не с конкретным судьей.
Особый момент - предлагаемые изменения в Кодекс судейской этики о конфликте интересов. Они тоже будут обсуждаться на съезде судей. Предлагается изменить нормы о конфликте интересов, так как, по словам экспертов, из-за них сегодня многим кандидатам в судьи по надуманным или формальным причинами дают отказ. А некоторые судьи вынуждены расставаться с должностью из-за родственников-адвокатов. Вчера на съезде было отмечено, что формальное применение положений о конфликте интересов лишило суды грамотных судей.
- Мы считаем, что у судей не должно быть жестких ограничений на родственные связи с адвокатами, - сказал Юрий Пилипенко. - Многие представители судейской профессии вынуждены были расставаться с ней из-за наличия родственников-адвокатов. И наоборот, многие адвокаты прекращают свой статус, чтобы их близкие могли спокойно работать судьями.
Сегодня каждый четвертый из кандидатов в судьи получает отказ. Такие данные прозвучали на съезде. Уменьшилось и число кандидатов, желающих стать судьями. По мнению экспертов, это говорит о том, что претенденты стали более взвешенно подходить к оценке своих шансов.