07.12.2016 11:10
Экономика

Почему в Петербурге не решают проблему нелегальных перевозчиков

Смольный пустил на самотек проблему нелегальных перевозчиков
Текст:  Мария Голубкова
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №277 (7145)
Смольный фактически устранился от решения проблемы нелегалов, работающих на рынке пассажирских перевозок. Вместо того чтобы бороться с нарушающими закон водителями и предпринимателями, чиновники призывают пассажиров заботиться о собственной безопасности.
Читать на сайте RG.RU

Так, недавно в Петербурге произошло сразу два серьезных ДТП с участием нелегальных перевозчиков, которые работают под видом заказных перевозок. "В связи с произошедшими ДТП с участием нелегальных перевозчиков комитет по транспорту напоминает петербуржцам о безопасности", - прокомментировали в Смольном.

Зачем петербургскому метро взвинчивать цены

Наиболее "лакомые" места для нелегалов - это станции метро на границе города и области. Например, у станции "Улица Дыбенко" сейчас построено сразу несколько огромных микрорайонов. Формально они находятся на территории области, но жители работают в городе - огромный поток маятниковой миграции, а транспортная схема еще не разработана до конца. Поэтому на официальной остановке общественного транспорта регулярно можно видеть небольшие микроавтобусы со скромной табличкой в окне - только название микрорайона, ни цены, ни описания маршрута. Это для своих: жители новостроек знают такие "маршрутки" наперечет. Стоять им никто не запрещает, разве что посигналит "официальный" автобус или троллейбус, который не может подъехать к остановке. Тогда место ненадолго освобождается.

- Я пользуюсь этими маршрутками, потому что других вариантов нет, - рассказала жительница новостройки Людмила Марикова.

В Смольном признают, что "в настоящее время на маршрутной сети Санкт-Петербурга работают физические лица и компании, которые неправомерно оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа наземным пассажирским транспортом, а их деятельность субъектом не регулируется". Но и только. Несмотря на то, что "в рамках работы Межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга ежедневно организуются проверочные мероприятия в различных районах города", ситуация не меняется годами. По мнению профессионалов рынка перевозок, такие разовые акции не наносят нелегалам существенного ущерба. Например, в течение всего 2016 года было арестовано 130 автомобилей. В масштабах города - капля в море. Тем более что арест накладывается только на период административного производства, то есть потом эти "газели" и "форды" могут вернуться на линию.

Как скажется отток мигрантов на экономике Петербурга

- Единственный способ выдавить нелегальный бизнес из экономики - это сделать максимально невыгодным незаконное предпринимательство. Системой штрафов - с одной стороны и либерализацией доступа независимых частных предпринимателей - с другой, - считает главный эксперт юридического сервиса 48Prav.ru Александр Трифонов. - Есть успешный пример - как быстро навели порядок на рынке такси в московском регионе.

Однако, по мнению представителя компании-перевозчика Тимура Мухтарова, "условный Джамиль, который только вчера приехал в страну и не получил разрешения на трудовую деятельность, все равно будет востребован на сером рынке труда".

- Затраты на содержание такого работника минимальны, работодатель готов идти на риск и брать двух-трех нелегалов вместо одного официального сотрудника, количество ставится в ущерб качеству, - считает эксперт. - Одного Джамиля легко заменит другой.

При этом такие компании, как правило, не проводят предрейсовый осмотр водителей и транспорта, не имеют документов об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Прямая речь

Василий Киселев, председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга:

- Бороться с нелегальными перевозчиками можно бесконечно, ведь на самом деле борьба идет с пассажирами. Нелегальные перевозчики не работают там, где нет потребности, где спрос удовлетворен. Если главенствующая цель - обеспечить транспортную доступность, то проблема решается простым увеличением количества подвижного состава и маршрутов. Однако сейчас речь идет как раз о выдавливании легальных перевозчиков. Например, решением Смольного увеличен норматив перечисления нам средств за оплату проездными билетами. Если раньше эти деньги приходили к нам в течение 3-5 дней, то сейчас за 1 ноября средства перечислили 17 ноября. А еще за 10 дней декабря мы вообще недополучим около 70 миллионов рублей, потому что срок соглашения с правительством Петербурга истекает 20 декабря, и допсоглашения нет.

Общественный транспорт Миграция Санкт-Петербург Северо-Запад