- В начале ноября пошел авральный снег, мы сразу приступили к контролю за уборкой. Увидели ошибки, пресекли их. В результате во время следующего снегопада ошибок было меньше, - сообщил на пресс-конференции начальник управления Алексей Борисов.
По его словам, федеральные трассы, проходящие по территории четырех субъектов Федерации, готовы к зиме на сто процентов. Безопасный проезд по ним обеспечивают пять генподрядчиков, в распоряжении которых 479 единиц снегоуборочной техники.
Насколько успешно борются в УрФО с последствиями снегопадов на региональных и местных дорогах, выясняли корреспонденты "РГ".
Зима не по календарю
На Средний Урал зима пришла еще 7 октября. Во всяком случае, так считает ГИБДД, поскольку именно с этого момента начался рост числа ДТП, спровоцированных накатом, обледенением и снежными валами на дорогах. В таких авариях погибло 17 человек, 191 получил травмы. На некоторых участках управление ГИБДД грозит закрыть пассажирское сообщение, если магистрали не приведут в надлежащее состояние.
Наиболее сложным месяцем выдался ноябрь: 17 из 30 дней оказались с неблагоприятными погодными условиями. К сегодняшнему дню осадков выпало едва не половина годовой нормы. В отдельные дни только в Екатеринбурге в сутки на дороги выходило свыше 500 единиц уборочной техники и 750 рабочих. И все равно транспортного коллапса на улицах мегаполиса избежать не удалось: город стоял в пробках, как случалось и в прошлом году, и раньше при сильных снегопадах.
По приказу областного минтранса с 20 октября ведется мониторинг состояния дорог и улиц крупных городов посредством системы ГЛОНАСС. Информация поступает с датчиков, которыми оборудован спецтранспорт, и метеокамер. Осенью подрядчики получили 353 дополнительных задания по выявленным недостаткам - и на четыре миллиона рублей меньше за выполненные работы.
- Контракты заключены до 31 декабря исходя из бюджетных лимитов, поэтому может случиться так, что в январе 2017 года убирать улицы будет некому. Наиболее эффективны трехлетние договоры, они обходятся дешевле, чем на год, - говорит вице-губернатор Сергей Швиндт.
Всего в Свердловской области зимним содержанием дорог занимаются свыше 250 подрядчиков. В дорожном фонде на оплату их услуг заложено свыше 1,5 миллиарда рублей. Для посыпания федеральных и региональных трасс на Среднем Урале заготовлено 18 тысяч кубометров технической соли, а также 75 тысяч тонн песко-соляной смеси. Для населенных пунктов закуплено 27,6 тысячи тонн противогололедных материалов (86 процентов от плана).
Перебросят боевые единицы
Тема качества зимней уборки дорог оказалась в центре внимания на совещании в администрации Челябинска, где дорожникам пообещали устроить "разбор полетов". В этом году контракты в мегаполисе заключены с двумя компаниями, а не с одной, как раньше. Прежний фаворит всех дорожных аукционов теперь отвечает только за состояние проезжей части мегаполиса. Тротуары, автопарковки и подземные переходы обслуживает другая компания.
На борьбу со снежной стихией направлено уже более 400 миллионов бюджетных рублей. Повышенная активность в этом направлении связана с негативным прошлогодним опытом, когда с улиц Челябинска вывезли только 40 процентов выпавшего снега и большинство горожан было недовольно качеством уборки.
Как сообщил и.о. директора управления дорожных работ администрации Челябинска Фарит Багаутдинов, в этом году усилен контроль за работой дорожных служб, специалисты управления выезжают с проверками по жалобам горожан, поступившим на телефоны диспетчерской службы, а парк снегоуборочной техники увеличен со 163 до 185 машин.
Сами дорожники в этом году заблаговременно определили "болевые точки" во время пиковых нагрузок, к числу которых относятся и сильные снегопады, и пересмотрели 15 маршрутов уборочной техники. В такие места предполагается перебрасывать дополнительные машины.
Вовремя убирать снег на участках, прилегающих к объектам торговли, предприятиям, бизнес-центрам, должны собственники и арендаторы, их решили подстегнуть штрафами. Нарушителям грозят санкции до 50 тысяч рублей.
Трактор на километр
По данным управления автомобильных дорог департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области, на очистку и обработку дорог противогололедными материалами, уборку и вывоз снега с улиц и тротуаров в ноябре-декабре муниципалитетам перечислено 100,3 миллиона рублей. Сколько конкретно тратить, решают на местах: как правило, действуют по ситуации и заранее не планируют. В Шадринске, например, лимит финансирования на год - 36,6 миллиона рублей, но в эту сумму входит не только зимнее, но и летнее содержание, а также ямочный ремонт. Содержанием автодорог здесь занимаются три организации, с ними заключены муниципальные контракты.
В мелких муниципалитетах ситуация хуже, но не из-за нехватки денег. Как рассказала глава Чашинского сельсовета Каргапольского района Татьяна Бахарева, средств хватает, только вот чистить дороги некому. В штате сельсовета из рабочих лишь дворник, а своей техники нет вообще. Тракторов, да и трактористов, в селе почти не осталось, поэтому приходится нанимать грейдер в райцентре. А это недешево.
Есть еще проблема, характерная практически для всех небольших населенных пунктов. Дороги между деревнями имеют статус региональных, их содержат за счет областных средств. Но бывают такие ситуации, как, например, в деревне Рыбной: три километра дороги в ведении области и около километра - села. Областные подрядчики грейдером пройдут свою часть, а работники сельсовета потом бегают, ищут, кого бы нанять, чтобы свой километр почистить.
- В деревне Рощино вообще есть метров 200, которые не относятся к региональной трассе, - рассказывает Татьяна Бахарева. - А в деревне Иткуль региональная дорога доходит до магазина, а небольшая часть остается сельсовету. После того как там побывают областники, мы вынуждены нанимать трактор и гнать туда: получается двойная работа. Не по-хозяйски это. Таких участков в деревнях очень много, гораздо экономичнее чистить все одним трактором.
Сейчас, по словам главы сельсовета, с уборкой снега в Каргапольском районе и на региональных дорогах большие проблемы. Старое дорожное предприятие обанкротилось, а новый подрядчик пока не справляется с объемом работ из-за нехватки техники.
Весной растают
Постоянство Ямала - во временных дорогах. В самом большом по площади субъекте УрФО всего 1,25 тысячи километров всепогодных региональных трасс. А сезонных - 836 километров плюс муниципальные.
Без зимников в регионе наступит транспортный коллапс. На строительство каждого уходит около месяца, а то и больше. Работа заключается в уплотнении снежного полотна, наращивании толщины льда на водных участках, установке вех-указателей и дорожных знаков, создании зон для разъезда машин. После каждого сильного снегопада, метели проезжую часть нужно заново грейдировать, укатывать. Бюджетные расходы ощутимые. К примеру, на обустройство и содержание 178-километрового зимника Аксарка-Яр-Сале с подрядчиком заключен контракт на 48 миллионов рублей, а 314-километровый зимник от поселка Теги (граница с Югрой) до города-спутника Салехарда Лабытнанги обойдется нынче казне в 78 миллионов.
Название "зимник" вовсе не означает, что он служит весь морозный сезон. Если ледовую переправу через Обь, соединяющую столицу округа и Лабытнанги, запустили две недели назад, то, к примеру, путь на Теги откроют ближе к концу декабря, а то и в январе - все зависит от погоды. Тяжелую строительную технику не пускают на реки и озера, пока лед не станет достаточно крепким. В длительные оттепели движение по зимникам вообще прекращают либо резко ограничивают тоннаж транспорта.
В свое время правительство автономии планировало уже в 2016-м наладить скоростное сообщение между Салехардом и Надымом, связав их круглогодичной 313-километровой автострадой. Увы, до финала еще далеко, в нынешнем году удалось построить всего 14 километров. Осталось около двухсот, и пока это по-прежнему будет зимник.
Между тем недавно обнародован замысел строительства всесезонной дороги между Надымом и Муравленко вместо извилистой сезонной дороги. Протяженность последней - 600 километров, открывают ее обычно не ранее января, путь занимает 13-14 часов. Дорога напрямик будет чуть ли не втрое короче. Но построить магистраль реально только при заинтересованности частных инвесторов (на условиях концессии) и введении платного проезда.
Кстати
Как сообщили в Уралуправтодоре, водители могут сообщать о плохо вычищенных дорогах и нештатных ситуациях по круглосуточному телефону диспетчерской службы (343) 295-09-09. Также информацию можно оставлять в придорожных кафе и на заправках. К слову, если при расследовании ДТП установят, что причиной аварии стало состояние дорожного покрытия, подрядчику грозит штраф в 100 тысяч рублей.