- А еще чешская гастрономия.
Я удивился:
- Ну при чем тут ваши кнедлики?
- А вы поезжайте в деревню Клокочня, там найдите ресторан "У Сапика" и тогда все поймете.
Ладно, поговорили, разошлись, но заноза в памяти осталась: Клокочня, Сапик, надо бы как-то съездить. И вот однажды, проснувшись утром и обнаружив, что дел особых нет, оседлал я своего стального коня, набрал в навигаторе название этой деревни и поехал.
Искомая деревня оказалась в часе пути на юго-восток от Праги. Свернув с автобана, покрутился по утонувшим в туманной мгле проселкам, поднялся на высокий холм - вот тебе и Клокочня. Три десятка добротных каменных домов. На деревенской площади - памятник жителям, погибшим в годы Первой мировой войны, и памятник жертвам Второй мировой. А чуть в стороне, прямо у деревенской конторы, - памятник советским воинам, погибшим в боях за Прагу. Здесь, оказывается, стоял штаб маршала Малиновского, в этих лесах полегли две тысячи наших солдат и офицеров.
Холм, расположенный на высоте 500 метров, был лучшим плацдармом для решающего броска на Прагу, а Прага была последним из не взятых фашистских бастионов. Ясным днем чешскую столицу отсюда можно было увидеть в обыкновенный бинокль.
Все это рассказал мне Ярослав Сапик, хозяин местного ресторана, он же один из тех энтузиастов, которые нашли деньги на памятник нашим воинам и поставили этот памятник здесь. В свои 64 года пан Сапик выглядит на удивление энергичным. По воскресеньям он ведет кулинарную передачу на одном из ведущих чешских телеканалов. Когда в соседнем старинном замке собирается местная знать, то граф Штернберг именно ему, Сапику, доверяет похозяйничать на кухне, приготовить угощение для сановитых гостей. Ну ладно, граф... Когда Прагу навещают первые лица из других государств, то их тоже потчует Ярослав Сапик. Его благодарили за обед Папа Римский Иоанн Павел II. Он кормил три десятка президентов, включая всех советских и российских руководителей от Брежнева до Путина. А его ресторан, расположенный на склоне холма при въезде в деревню, едва ли не самый популярный у местных элит - в выходные попасть сюда можно только по предварительной записи, да и в обычные дни места бывают далеко не всегда.
Сапик - кулинар в восьмом поколении. Предки поставляли колбасы и копчености ко двору императора Франца-Иосифа. Дочь Ленка и сын Павел - тоже повара в элитных ресторанах Праги. И жена Марцелла помогает на кухне.
Заведение его больше напоминает музей: старинные картины, гравюры, мечи и шпаги... В главном зале рядом с изображениями знаменитостей висит портрет Путина. Когда я туда заглянул, под портретом как раз трапезничал посол одной крупной западной страны. Мы спустились в винный подвал, которому 300 лет. Поднялись в мансарду, где Ярослав устроил гостиничку, тоже очень уютную, обставленную, словно любимая квартира.
В меню ресторана блюда традиционной чешской кухни соседствуют с самыми изысканными кушаньями европейских стран, а также с его собственными кулинарными изобретениями - такими, например, как десерт из желудей.
Когда мы стали беседовать, труднее всего пану Сапику давались ответы на мои вопросы по поводу аппетитов сильных мира сего. И грех было на него за это обижаться: такие разговоры для людей, обслуживающих ВИП-персон, - табу. Единственное, что он позволил себе, это показал мне меню торжественного обеда в честь президента России Медведева и президента США Обамы по случаю встречи в верхах 8 апреля 2010 года. Ничего, кстати, особенного: на закуску - подборка весенних салатов с беконом, яйцом и курицей, на первое - дынный суп с жюльеном из цукини, на второе - антрекот с грибами и малыми кнедликами (как без них!), на десерт - мороженое с фруктами, кофе и чай. Вина предлагались местные, моравские: белое - позднего сбора Руландске седе 2008 года, красное - позднего сбора Каберне совиньон 2006 года.
Я спросил у пана Сапика, посетители какой национальности, на его взгляд ресторатора, самые лучшие?
- Русские, - не задумываясь ответил он. - Потому что знают толк в хорошей еде, трапезничают не спеша, с толком и разговорами. А если уж им понравилось, то и на чаевые не скупятся.
Наверное, это и вправду так. Слышал такое мнение и от других рестораторов Чехии. Хотя быть полностью объективным Ярославу мешает одно обстоятельство: его отца и деда освободили из фашистских концлагерей советские солдаты. А такое не забывается, несколько раз повторил он.
В мае пан Сапик устраивает в своем ресторане месячник русской кухни: борщ, пельмени, жаркое из медвежатины, расстегаи. И над заведением вывешивает российский флаг.
Еще есть у него мечта организовать в Москве фестиваль чешско-российской кухни. Партнера бы только найти с нашей стороны.
Когда мы прощались, он подвел меня к скромной надписи, выбитой на металле у входа в ресторан: "Здесь пал неизвестный советский солдат. Май 1945 г.".
Так что прав оказался мой новый знакомый (см. начало заметки): тема кулинарии тоже работает на дружбу и мир.
Как официанты в Праге обманывают туристов
Нет большего удовольствия, чем гулять по старым улочкам чешской столицы. Однако трапезничать лучше, отойдя в сторону. В получасе ходьбы от Вацлавской площади и цены окажутся в полтора раза ниже, и еда вкуснее.
В тех ресторанах, которые расположены в центре, иностранец не должен терять бдительности. Известно, что владельцы некоторых заведений прямо поощряют воровство, вымогательство, обсчет. Вам могут принести счет, а внизу будет допечатан налог, который берется с заведения, этот налог бессовестный официант станет требовать с вас как причитающиеся чаевые.
Один из самых опытных официантов Праги Петр Поспишил, который работает в "центровых" ресторанах уже более четверти века, признает, что самые желанные клиенты - это наши соотечественники. Но, делает он оговорку, бывают и исключения.
-Заходит человек, начинает "тыкать", а когда я говорю ему "добрый день", то в ответ звучит: "Два пива. И сразу". Для меня большая загадка, отчего русские никогда не здороваются.
Петр говорит, что чаще всего гости из России заказывают суп-гуляш в хлебе, свиное колено, свиные ребрышки, утку, стейк по-татарски. А под пиво просят принести колбаску на гриле и жареный сыр с брусничным вареньем.
Русских и американцев он называет самыми щедрыми в смысле чаевых. А развести на деньги, по его мнению, легче всего итальянцев - они никогда не проверяют то, что указано в счете.
- Вы можете написать там любые цифры - все равно послушно заплатят, - объясняет Петр. - Хоть это будет просто сегодняшнее число или год. Итальянец только спросит: "Тотале"? Мол, это все? И полезет за деньгами. Правда, и чаевых при этом не даст. Так же как и француз. Немец же все проверит вплоть до цента.
- Какова средняя сумма чека в таком заведении, как ваше, типичном для туристической зоны Праги?
- Давайте посчитаем. Свиное колено - 230 крон (1 крона - 2,5 рубля). Два пива - 80 крон. Кофе - 40 крон. Ну, может быть, еще штрудель. Все вместе - 400-430 крон. Это 1000-1100 рублей. Обычный чех никогда не будет обедать в таком ресторане, а выберет тот, где все будет в 1,5-2 раза дешевле.