11.12.2016 23:00
Экономика

Каким должен быть "умный" город с точки зрения пассажира

Текст:  Татьяна Алешина
Российская газета - Федеральный выпуск: №281 (7149)
На Казань и ее проект "Умный и безопасный город" советуют обратить внимание эксперты Института региональных исследований и городского планирования НИУ "Высшая школа экономики". Особенно на его транспортную часть.
Читать на сайте RG.RU

Проект предусматривает помимо единой городской сети Wi-Fi еще и интеллектуальную транспортную систему, "умные" парковки, автобусы и уличное освещение.

Что такое умный город с точки зрения пассажира? Пришел на остановку и, посмотрев на табло либо в смартфон, знает, когда придет автобус. Это требование номер один, отметил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин.

Второе - в "умном" городе есть платежная система, которая сама рассчитывает скидку, если человек часто ездит общественным транспортом и постоянно пользуется одной и той же картой для оплаты. А сама карта должна действовать на всех видах общественного транспорта, в том числе и на маршрутках, как это сделали в Москве.

У Белорусского вокзала возобновится движение трамваев

Третье. Билет должен быть пропуском и на перехватывающую парковку. По нему должны предоставлять скидку или вообще не брать денег за стоянку. Также горожанин должен иметь доступ к схеме парковок, чтобы понять, где дешевле.

Четвертое. Это приоритет на городских дорогах общественного транспорта. И речь не только о выделенных полосах. Но и о возможности с меньшими потерями времени проезжать перекрестки со светофорами - "диалог автобуса и инфраструктуры". И такая система вовсе не фантастика, уверяет Блинкин. Если есть средства, то сейчас нет проблем, чтобы привлечь ИТ-команду и сделать более-менее современную систему для управления транспортными потоками.

К ней также надо прибавить видеокамеры и датчики на подвижном составе общественного транспорта для мониторинга ситуации на дорогах, кто выбился из расписания. Для этого все оборудование должно быть объединено в единые сети.

В Казани и Питере есть хорошие наработки по управлению транспортом, говорит эксперт. Замечательные проекты были реализованы в Сочи перед Олимпиадой. Многое делается в Красноярске, Екатеринбурге, Белгороде. В Екатеринбурге, например, планируют урегулировать парковочное пространство и общественный транспорт.

Но на все нужно время. Так, например, вспоминает Михаил Блинкин, в Лондоне, в центре города, только через три года стала работать корректно опция переписки с населением о неправильных штрафах и оплате.

Транспорт