Первым в России на этот опыт еще в прошлом году решился сибирский город Томск. Местные власти выпустили облигации на 100 миллионов рублей, чтобы пополнить городской бюджет. Номинальная стоимость одной бумаги составляла одну тысячу рублей - вполне по карману для большинства горожан. К тому же и прибыль они сулили неплохую - 12 процентов годовых, что на тот момент на один процент превышало среднюю ставку по банковскому депозиту. В августе к процессу подключилась Самарская область. Правда, здесь и цели, и масштаб, и номинал оказались более значительными. Деньги заняли не на латание бюджетных дыр, как в Томске, а для строительства социально-значимых объектов. Было выпущено 8,5 тысяч облигаций стоимостью 60 тысяч рублей каждая - всего на 510 миллионов рублей. Под 13 процентов годовых. То есть через три года одну облигацию можно будет погасить, выручив уже 83 тысячи рублей.
В ближайшее время список регионов, использующих подобную практику, может пополнить Алтайский край, где планируется выпуск облигаций на один миллиард рублей. И здесь краевое руководство также решило не обращаться к федеральному центру, а занять денег у населения.
Облигации - неплохой способ пополнить региональный бюджет и решить наболевшие инфраструктурные проблемы, отмечают опрошенные "РГ" эксперты. Однако стоит разделять их виды. Большая часть, которая предлагается покупателям этих бумаг, предназначена для покрытия нехватки денег в местном бюджете. "Дело в том, что многие регионы для решения финансовых проблем в последние годы пользовались банковскими кредитами, - напоминает вице-президент Ассоциации "Россия" Олег Иванов. - В прошлом году ставки по ним были достаточно высокие, особенно по сравнению с теми, что есть сейчас, поэтому обслуживание таких займов довольно накладно для территорий". Но сейчас, когда ставки упали, наступил хороший момент эти кредиты рефинансировать - то есть выпустить ценные бумаги, получить деньги и отдать долги". Но в этом случае облигации предлагаются банкам, которые считают такие бумаги вполне надежным вложением средств.
На протяжении последних пяти лет наиболее дешевым источником финансирования дефицитов региональных бюджетов были кредитные средства от федерального центра, продолжает эксперт Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Андрей Пискунов. По итогам 2016 года их доля в совокупном долговом портфеле регионов составит порядка 35 процентов или 860 миллиардов рублей. Однако ресурс федерального финансирования не бесконечен. Именно поэтому в середине этого года в минфине начались обсуждения более жестких правил предоставления таких кредитов.
А вот "народные" облигации выпускаются как раз в расчете на простых граждан. Впрочем, пока привлечь значительный объем средств таким способом весьма проблематично из-за "дробности" спроса: выпуск бумаг требуется разделить на несколько тысяч, а то и десятков тысяч. Кроме того, высоки издержки при администрировании: нужно определить эмитента, напечатать сами бумаги, вести их реестр. Так что, еще стоит посчитать, насколько выгодным окажется мероприятие. К примеру, такие бумаги пытался выпустить Новосибирск, напоминает Пискунов. "Организаторы решили сделать все через биржу, на которой желающие могли бы купить облигации. Но народ туда просто не пришел", - констатирует эксперт.
Дать взаймы и не разориться
Плюсы "народного займа" с одной стороны, очевидны. Как правило, процент по ним превышает ставки по депозитам, что позволяет не только сохранить средства, но и получить выгоду. К тому же региональные ценные бумаги защищены собственностью региона, которая остается в залоге.
Однако с банковского счета вы можете снять деньги в любое время, пусть и с потерей процентов. Тогда как доход с облигаций можно будет получить или по окончания срока погашения, или продав ее на бирже. К тому же банковские вклады в России застрахованы на сумму до 1,4 миллиона рублей. В случае с региональными облигациями этот механизм не работает. Впрочем, региональных дефолтов в стране еще не было. К тому же, на этот случай, как отмечалось выше, существует залог в виде региональной собственности.