13.12.2016 19:14
Культура

В Петербурге поставили сказку Шварца "Дракон"

Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Художественный руководитель театра Комедии имени Акимова Татьяна Казакова поставила сказку для взрослых "Дракон" Евгения Шварца. Корреспондент "РГ" посмотрела премьеру и поговорила с участниками спектакля.
Читать на сайте RG.RU

Ленинградский драматург Шварц написал пьесу в 1942 году в эвакуации в Сталинабаде. Это сказочный сюжет про Дракона, правящего городом 400 лет и держащего людей в страхе, и храброго рыцаря Ланцелота, который решил освободить жителей от тирана. Но избавившись от одного тирана, люди, привыкшие к притеснениям, добровольно идут под власть другого, им не нужна свобода.

В Петербурге открыли мемориальную выставку к 120-летию Евгения Шварца

В роли Дракона - народный артист России Юрий Лазарев. Странствующего рыцаря Ланцелота, победившего чудовище, играет Денис Зайцев. Много лет актер занят в роли Ученого в постановке Татьяны Казаковой "Тень", еще одной сказке для взрослых Евгения Шварца. Роль Эльзы, спасенной Ланцелотом от гибели, отдана молодой актрисе Любовь Виролайнен (внучка знаменитой в советское время актрисы Любови Виролайнен).

- Я счастлива, что именно в этом сезоне мы выпустили премьеру "Дракона", что пьеса возвращается в репертуар нашего театра, - рассказала  режиссер спектакля Татьяна Казакова. - В этом году исполнилось 115 лет со дня рождения Николая Акимова и 120 лет - Евгения Шварца. Битва за эту пьесу была делом их жизни, поскольку они жили в то страшное время, когда все было нельзя, когда была тотальная цензура, запрещалось все пессимистическое с намеком на власть. Даже сказка Шварца "Тень" была запрещена - спектакль был очень смелым. "Дракона" Акимов поставил в эвакуации, премьеру сыграли всего один раз - в 1944 году на сцене Московского театра Сатиры, и постановку сразу запретили. Пьеса не ставилась 18 лет. В 1962 году Николай Павлович снова выпустил "Дракона". Время другое, хрущевская оттепель, но опять что-то страшное в нем усмотрели и закрыли в том же сезоне. Как подлинный художник, Акимов болел за то, чтобы в репертуаре всегда была какая-то современная пьеса. Найти такую, тем более, комедию - всегда было нелегко. Такой сложный жанр как "сказка для взрослых" в какой-то мере усыпил бдительность цензуры. Первый их со Шварцем замысел "Голый король" (где были объединены  сказки "Свинопас" и  "Голый король") был запрещен сразу же. Со словом "нельзя" Акимов и Шварц жили постоянно, желание говорить о серьезных вещах, о том, что происходит в жизни, стране было неизбывным, поэтому для нашего театра совпадение дат и премьеры - дорогое событие.

Сергей Кузнецов (Бургомистр), играющий правителя города, превращающегося в нового тирана (этот актер с амплуа большого комика - настоящая находка для спектакля!) признался, что уже полюбил свою роль:

- У меня в этой пьесе три любимые роли: Ланцелот, Бургомистр и его сын Генрих. Еще в 1988 году я репетировал Ланцелота и Генриха, знаю роли наизусть - это было в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, но в итоге мне предложили там роль погонщика мулов, от чего я отказался. Сегодня в моем возрасте и с моей фактурой только Бургомистра можно сыграть. Я боялся "вторичности", не хотел повторяться (многих артистов видел в роли "президента вольного города"), поэтому предлагал режиссеру разные образы, например, сыграть сумасшедшего папашу в образе Ангелы Меркель. Многое осталось "за кадром".

Петр Налич написал музыку к "Обыкновенному чуду" Евгения Шварца

Актер Сергей Русскин (блестящий Садовник!) поделился своими мыслями:

- У Шварца Дракон и Ланцелот две противоборствующие силы - Зло и Добро. Для сказочной пьесы это закономерно. А про что сегодня надо ставить спектакль? Россия пережила самодержавие, диктатуру, демократию, мы постоянно живем в войнах. Дракон - олицетворение войны, но и Ланцелот - тоже. А что делать народу, который пашет, растит детей? Что делать простым людям - старику, ученому, садовнику, музыканту?..  Наш спектакль решает эту задачу: как дальше жить России, куда идти. И еще - как нам одолеть страх перед будущими возможными катаклизмами, чтобы опять не впасть в ошибку. Чтобы нормально жить в современном обществе, нужно побороть страх, а это значит - убить в себе дракона.

На премьере побывал  народный артист России Валерий Никитенко (с 1962 года работает в театре Комедии), игравший в постановке Акимова роль Третьей головы дракона.

- Это была моя первая роль в театре Комедии, мое "крещение огнем". Мне запомнилось, как в театре на Невском дежурила даже небольшая конная милиция. Каждая реплика принималась зрителями на ура. Тогда это было как бомба, взрыв, шок, смело, ничего подобного не видели на сцене. В финале устроили овацию. Но Николай Павлович посчитал, что это провокация, не вышел на поклоны, закрылся в своем кабинете.

Сегодня уже нет такого удивления - другие времена, другие ощущения. Но я благодарен нашему художественному руководителю за то, что она продолжает традицию Акимова и Шварца.

Оформил постановку "Дракон"  Татьяны Казаковой один из самых популярных театральных художников, неоднократный лауреат "Золотого софита" и "Золотой маски" Эмиль Капелюш, великолепнейшие костюмы придумала Стефания Граурогкайте. Композитор - Фаустас Латенас, также звучит музыка Чайковского, Алябьева, Бетховена.

Ближайшие показы: 23 декабря, 12 января.

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад