Встреча Савченко с Александром Захарченко и Игорем Плотницким, посвященная реализации пункта шесть Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (освобождению и обмену всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа "всех на всех"), состоялась в рамках Трехсторонней контактной группы. Но до того, как рассказать о своем визите в Минск и его итогах украинским СМИ, Савченко сначала побывала на допросе в Службе безопасности Украины (СБУ), где, по словам главы аппарата службы, "предоставила ответы на все вопросы следователей". При этом в СБУ подчеркнули, что она в силу своего статуса не обязана была информировать их о своей поездке, хотя самовольство Савченко - едва ли ни главный пункт обвинений против нее со стороны коллег-депутатов.
Каких-либо сенсационных подробностей встречи Савченко, появившись перед камерами в костюме малороссийского гетмана, не сообщила, ссылаясь в том числе на гостайну. Сказала только, что встреча была "действенной", и "каждый человек может делать для этого шаги". "Если мы хотим дойти до мира, мы должны начинать говорить. Эти встречи не тайные, они рабочие. Нет здесь скандала, здесь есть обычная работа. Не все встречи должны быть заранее пропиаренными, чтобы они были действенными. Я буду встречаться столько раз, сколько нужно и тем, с кем нужно", - сказала Савченко, призвав "не вешать лейблы "террористы", "убийцы", "сепаратисты" на представителей народных республик, как на сторону переговоров в Минске. Тезис о том, что невозможно половину страны объявить врагами Украины, что она увидела в переговорщиках людей, а не "чертей", Савченко повторила позже в телеэфире.
Но и этого оказалось достаточно, чтобы инициировать взрыв эмоций. Савченко заклеймили как государственного преступника, а лидер парламентских "радикалов" Олег Ляшко потребовал "немедленно запретить ей доступ к государственной тайне, отозвать из ПАСЕ, лишить мандата народного депутата и звания Героя Украины". Какие-то из этих угроз уже начали исполняться: члены парламентского комитета по национальной безопасности и обороне намерены инициировать ее исключение из своих рядов, а партия "Батькивщина" официально открестилась от Савченко, когда-то стоявшей на первом месте в предвыборном списке. Тут же, впрочем, выяснилось,что Савченко написала заявление о выходе из "Батькивщины" еще полтора месяца назад, перед визитом в Москву - об этом рассказала ее сестра и единственная официальная помощница Вера Савченко. Также она заявила, что нисколько не опасается лишения депутатской неприкосновенности: "Я не боюсь недоверия, я также не боюсь снятия депутатской неприкосновенности. Наоборот, я нажму за это зеленую кнопку. И первой. Я считаю, что с депутатов нужно снимать неприкосновенность блоком, со всех вместе", - подтрунила она над критиками.
Впрочем, для снятия неприкосновенности против Савченко сначала должно быть начато уголовное производство. Но, как уже сказано, даже СБУ ни в чем не может упрекнуть "политика европейского масштаба" Надежду Савченко, призывающую к миру на Украине и началу прямого диалога с Донецком и Луганском, на практике реализующую то, что записано в Минских соглашениях, и чего никак не могут добиться от официального Киева Париж и Берлин.
Тем временем
Некоторые украинские СМИ со ссылкой на свои источники в СБУ, пенитенциарной службе и адвокатском сообществе сообщают, что обвиняемым в "сепаратизме" и "терроризме", которые содержатся в украинских тюрьмах, в последние дни предлагают написать заявления о готовности участвовать в программе обмена на украинских пленных. Так, представители СБУ просят подписать заявления о согласии на обмен на имя главы спецслужбы Василия Грицака. "Только в Одессе такое предложение получили около пятнадцати человек. В Лукьяновском СИЗО Киева и Старобельске согласие дали почти все. С заключенными общались очень вежливо, спрашивали язык общения", - сообщает, в частности, украинское издание "Страна".