Недавно был объявлен и архитектурный конкурс, призванный собрать идеи по реконструкции нескольких зданий комбината и наполнению их новым функционалом. Что из этого может получиться в итоге, узнал корреспондент "РГ".
Реновация "Правды"
Проект преображения промышленного квартала бывшего комбината взяла на себя известная компания, занимающаяся строительством и управлением недвижимостью. То, что она задумала, сегодня принято называть реновацией или конверсией промзон, то есть превращением полузаброшенных мрачных пространств в новые точки притяжения людей.
Территория бывшего комбината сейчас представляет собой плотно застроенный квартал, не имеющий четкой единой концепции, - в одном его здании рядом находятся скалолазный и картинговый центры, а также кафе, офисы, есть даже театр и музей рок-н-ролла. Фасады преимущественно серые и глухие - назначение построек изначально было промышленным, архитектура - под стать ему. Случайные люди на территорию квартала попадают редко - обычно сюда приходят по конкретному адресу и делу, поскольку даже вход на территорию комплекса найти непросто, легче заблудиться среди похожих друг на друга бетонных коробок.
Между тем тут есть различные клубы, рестораны и кафе, фотостудии и многое другое. "На территории уже сформированы медийный и спортивный кластеры. Первый формируют редакции и студии крупнейших СМИ, включая телеканалы. Второй наполняют фитнес-центры, крупный скалолазный и картинговый комплексы, танцевальные студии, спортивные и прочие залы. В ближайшее время появятся один из крупнейших в Москве батутных центров и необычный ресторан, специализирующийся на здоровом питании", - рассказала "РГ" директор по развитию бизнеса управляющей центром компании Ольга Нерушева.
Заметно меняться культурный центр начал в этом году - за лето на неприметных серых стенах нескольких зданий появились необычные граффити. Их сделали творческие команды из разных стран мира. В августе, например, всемирно известный художник из Милана Nemco Uno выполнил на торце одного из корпусов свою крупнейшую работу - в черно-белых цветах изобразил часть железной дороги. Правда, догадаться об этом можно только после длительного изучения картины - поначалу она кажется абстрактной. А в сентябре немецкий коллектив Moses & Taps преобразил здание, где скоро откроется батутный центр. Уличные художники для покраски фасада использовали технику Splash - взрывали у стены баллоны с краской. В итоге фасад площадью несколько тысяч квадратных метров окрашен теперь в сочные голубой, желтый и другие цвета на черном фоне.
Сейчас обсуждается идея дальнейшего преобразования территории центра - организаторы хотят сделать ее более приветливой и удобной для пешего перемещения, создать систему навигации, привлечь новых арендаторов. В результате должно получиться еще одно современное прочтение промышленного пространства, как это уже произошло, например, с винзаводом, в бывших цехах которого вырос центр современного искусства, или хрустально-стекольным заводом, где сегодня размещается дизайн-завод "Флакон".
За гранитной стеной
Два здания, входящих в центр городской культуры, управляющая им компания отдала под архитектурный конкурс. Речь о строениях N3 и 7 дома 24 по улице Правды. В первом случае разговор идет о массивном пятиэтажном корпусе, отсылающем к конструктивизму, во втором - о довольно непримечательной двухэтажной вытянутой постройке, сегодня раскрашенной в разные цвета.
Главного здания комбината, выходящего на улицу Правды, конкурс никак не касается. Это архитектурный памятник, построенный в 1930-е годы по проекту известного советского архитектора-конструктивиста Пантелеймона Голосова. Он имеет статус объекта культурного наследия регионального значения и, соответственно, никакие эксперименты с его фасадами невозможны.
В ходе конкурса архитекторам и дизайнерам предстоит придумать новый внешний облик двух корпусов, выходящих фасадами во внутренний двор центра. Условие одно - фасады необходимо обновить с применением керамогранита.
- В постсоветских городах сложилась традиция утилитарного использования керамического гранита с целью быстрой реставрации фасадов, - объясняет идею руководитель оргкомитета конкурса Сергей Георгиевский. - При таком подходе часто не учитываются архитектурные особенности сооружений, что превращает их в однотипные объекты. Задача конкурса - изменить подход, показать возможности такого материала, как керамический гранит.
Итоги конкурса организаторы подведут в феврале, однако в реальности они воплощены не будут, рассказали "РГ" в управляющей комплексом компании. Конкурс призван прежде всего собрать идеи работы с конкретным материалом на примере "Правды" и не предполагает обязательного претворения в жизнь победивших архитектурных концепций.
Кстати
Комплекс "Правда" был крупнейшим газетно-журнальным издательством в СССР - уже в 1936 году там издавалось 200 наименований газет и журналов. Корпуса издательства были соединены между собой переходами, что делало комплекс одним из крупнейших строений Европы. В год типография превращала в газеты, журналы и другую печатную продукцию 700 тонн бумаги и 11 тонн печатных красок.