Машины едут в гору
В структуре промышленности Зауралья около 70 процентов традиционно занимает машиностроение. По оценке первого заместителя директора регионального департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Сергея Горбачева, оно сейчас на подъеме. В первую очередь речь идет о тех заводах, которые связаны с гособоронзаказом. Их, правда, всего три - Курганмашзавод, Курганприбор и далматовский "Завод Старт", но в сумме они выпускают 15 процентов всей продукции промышленности в регионе.
На удивление, даже в автомобилестроении в Зауралье наблюдается рост, тогда как в целом по России в этом сегменте продолжается падение. У Шадринского автоагрегатного завода, например, объем реализации товаров и услуг предварительно оценивается в пять с лишним миллиардов рублей - на 15 процентов больше, чем в 2015 году. Кстати, примерно в такой же пропорции выросла и заработная плата заводчан. Предприятие входит в Уральскую горно-металлургическую компанию, однако самостоятельно находит рынки, активно работает на экспорт. Неплохая загрузка на Курганском автобусном заводе: спросом пользуются машины на газомоторном топливе, до конца года заказчикам отправят около 200 таких автобусов.
Рекордный объем производства за всю свою историю показал в этом году Курганстальмост - 16 миллиардов рублей. Помимо мостов предприятие участвует в строительстве восьми стадионов к чемпионату мира по футболу в разных регионах.
Малые не вытянут
По мнению исполнительного директора Курганского регионального отделения РСПП Алексея Симанова, никакого роста в промышленности региона пока не наблюдается, хотя и резкого падения тоже нет.
- Промышленный комплекс Курганской области находится в стагнации. И только за счет усилий квалифицированных управленческих команд нескольких предприятий мы не показываем отрицательные темпы, - говорит он. - Кроме того, у нас в регионе очень инициативные предприниматели: постоянно открывают новые предприятия. Они, конечно, малы по численности и объемам производства, но, если с ними работать, смогут вырасти до крупного бизнеса.
Одним из главных критериев роста промышленности Алексей Симанов считает динамику численности рабочих мест - конечно, не в ущерб производительности труда. С 1990 года, по данным Курганстата, область потеряла около 50 тысяч рабочих мест в промышленности и до сих пор не наверстала упущенного: ежегодно промышленный комплекс области теряет до тысячи рабочих мест, а консолидированный бюджет - соответствующие налоговые отчисления. При этом квалифицированные курганцы вынуждены искать работу в соседних регионах. Этим вопросом, по его мнению, в первую очередь должно озаботиться правительство региона и заключать с собственниками предприятий соглашения о восстановлении рабочих мест и объемов производства. Но пока ни одного такого документа нет.
- Нам сегодня говорят, что в современных условиях много рабочих на заводе и не требуется, их заменят машины, а об эффективности предприятия нужно судить по производительности труда, - рассуждает Алексей Симанов. - Но куда ж тогда девать 50 тысяч жителей Курганской области, которые сейчас возвращаются с вахты из нефтегазовых регионов, после того как там наступили тяжелые времена? Куда пойдет работать подрастающая молодежь?
Сравнивая сегодняшние показатели с 1990 годом, представитель РСПП констатирует: промышленный комплекс области не достиг еще и 60 процентов тогдашних объемов, а индекс промпроизводства, который в последние годы составляет 101-102 процента, говорит о том, что мы не продвинулись вперед.
По мнению руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, цифры статистики - это средняя температура по больнице: на крупных заводах рост, на мелких - спад, а в целом все неплохо. Директор предприятия "Ространсмаш Трейд", специализирующегося на проектировании, изготовлении и поставках промышленной трубопроводной арматуры, Игорь Енбаев в беседе с корреспондентом "РГ" признался, что тоже не видит пока позитивных сдвигов.
- Я сужу по своему предприятию. Мы ориентированы на нефтегазовый сектор, там заметный спад, который отражается и на нашей работе. Компании сокращают бюджеты, замораживают стройки, средства на новые объекты не выделяют, заказы урезают. Мы сейчас буквально бьемся за каждый заказ, хотя раньше могли позволить себе выбирать. Потенциально наш оборот 70 миллионов рублей в месяц, а по факту сегодня лишь 40, - говорит Игорь Енбаев.
В то же время он отмечает: малые предприятия, сколько бы их ни было, погоды в промышленности не сделают, поэтому нужно беречь и развивать крупные заводы.
Отодвинули импортеров
Далматовский "Завод Старт" впервые в этом году стал миллиардником: за 11 месяцев реализовал продукции на 1,2 миллиарда рублей, превысив аналогичные показатели прошлого года более чем на 70 процентов. По словам гендиректора Николая Поспелова, это результат того, что раньше поработали на перспективу. В этом году завод получил лицензию на право изготовления и поставки для Министерства обороны РФ топливозаправщиков, бензовозов, другой техники. Кроме того, начало приносить плоды импортозамещение: на заводе создали машины для прочистки канализационных труб и колодцев. Раньше российские коммунальные предприятия покупали их в Италии, Германии, теперь у зауральского завода есть заказы как минимум на четвертый квартал текущего и первое полугодие 2017 года. Сейчас трудные времена и, по мнению Николая Поспелова, в лучшем положении те, кому удалось найти денежных заказчиков.
Секретом успешной работы с "РГ" поделился и генеральный директор компании "Корвет" Анатолий Чернов. По его словам, завод держит объемы и не снижает планку за счет переоснащения производства, освоения новых изделий, расширения номенклатуры и импортозамещения. К слову, импортозамещением на "Корвете" занялись не с наступлением западных санкций, а с 1992 года, когда перешли на изготовление оборудования для добычи нефти и газа.
- Не секрет, что ситуация в промышленности, и особенно в машиностроении, достаточно сложная уже более двух лет, - говорит Анатолий Чернов. - В кризис мы прежде всего ставим задачу сохранить коллектив. Как бы ни было трудно, стремимся не потерять специалистов и рабочих.
По его мнению, и в лучшие времена ситуация в промышленности неоднородна: у одних предприятий случается снижение объемов производства, у других - стагнация, у третьих - рост, а у кого-то и бурный рост. На это влияют разные причины и обстоятельства.
Новые драйверы
Между тем в структуре промышленного производства Зауралья вскоре могут произойти изменения. Не секрет, что доля гособоронзаказа в федеральном бюджете после 2020 года будет постепенно снижаться, а это значит, что оборонка уйдет на второй план. Впрочем, в регионе к такому развитию событий уже подготовились.
- В ближайшие два десятка лет в промышленности Зауралья будут три стратегических направления: фармацевтика, нефтегазовое арматуростроение и добыча урана, - говорит Сергей Горбачев.
С фармацевтикой областные власти связывают большие надежды и называют ее новым драйвером экономики региона. Если раньше эта отрасль в Зауралье была представлена одним только комбинатом "Синтез" (который, кстати, тоже прирос в этом году на 15 процентов), то теперь на рынок выйдет завод "Велфарм" - его открытие намечено на 22 декабря. На новом производстве будут выпускать более 60 лекарственных препаратов различного назначения, половина из которых раньше завозилась в Россию из-за рубежа. Кроме создания почти 300 высокотехнологичных рабочих мест, проект сулит региону и хорошую фискальную отдачу.
В добывающей отрасли бесспорным лидером является уранодобывающее предприятие "Далур". Если учесть, что запасы урана в Курганской области составляют треть от общероссийских, то работы здесь хватит еще надолго.
Что касается арматуростроения, то уместно напомнить: Курганская область занимает одно из ведущих мест в России по производству трубопроводной арматуры и ручных приводов к ней. Это перспективный и развивающийся промышленный сектор. Сейчас в области более 20 профильных компаний, в том числе "Корвет" с объемом производства пять миллиардов рублей, который является одним из якорных предприятий арматурного кластера.
А как у соседей
В Свердловской области индекс промышленного производства по полному кругу организаций по итогам третьего квартала составил 104,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Хорошую динамику демонстрируют обрабатывающие производства - главным образом за счет оживления внутреннего спроса, связанного с импортозамещением, внутренней кооперацией и локализацией производств.- По росту индекса промышленного производства и объема инвестиций в основной капитал лидерами остаются машиностроительная и добывающая отрасли. Однако мы понимаем, что положительная динамика достигается в основном за счет инфляционных процессов, а не роста отгрузки в натуральном выражении, - констатирует Ирина Макарова, начальник отдела стратегического развития министерства промышленности и науки Свердловской области.