15.12.2016 21:50
Экономика

Россияне отметили важность доброжелательности продавца в магазинах

Россияне не готовы пройти пару лишних километров до другого супермаркета ради сниженной цены
Текст:  Елена Березина
Российская газета - Федеральный выпуск: №286 (7154)
В преддверии новогодних праздников супермаркеты соревнуются в акциях и скидках, чтобы привлечь побольше покупателей. Но люди обращают внимание не только на спецпредложения и красные ценники. Для многих не менее важна доброжелательная атмосфера в магазине и грамотно изъясняющийся продавец.
Читать на сайте RG.RU
Amazon открыл уникальный магазин без касс, продавцов и очередей

Как оказалось, почти половине постоянных посетителей магазинов хотелось бы, чтобы их там узнавали. Как показало исследование 4Service, россияне хотят получать в супермаркетах более радушный и качественный сервис, завязанный на эмоциях. Так, треть россиян убеждена, что сотрудники супермаркетов выполняют стандарты "механически", а 18 процентов хотели бы, чтобы персонал в супермаркетах перестал "быть роботами". Многие из россиян шарахаются от таких "улыбок".

В то же время клиенты супермаркетов хотят получать больше дополнительного сервиса. Например, свыше трети высказались "за" кассы самообслуживания, четверть - за интернет-заказ продуктов и доставку.

Сегодня почти половина россиян ходит в супермаркеты каждый день (42 процента). Выбирают магазины в первую очередь из-за месторасположения. На втором месте - хороший ассортимент. Цена на продукты волнует лишь каждого пятого. Этим мы сильно отличаемся от немецких покупателей, которые готовы ради нескольких евро пройти лишние пару километров.

Покупатели хотят больше касс самообслуживания и интернет-заказа продуктов

"Немецкое исследование культуры потребления показало, что немцы в отличие от россиян предпочитают все покупать не в одном месте, а проходить или даже проезжать некоторое расстояние между торговыми точками, чтобы покупать товары именно того качества и именно по той цене, которые им важны, - рассказал "Российской газете" декан философско-социологического факультета Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Виктор Вахштайн. - Казалось бы, они люди обеспеченные, имеющие все возможности для того, чтобы переплачивать за товары, которые им нравятся, тем не менее они готовы тратить 15-20 минут для того, чтобы перебегать из магазина в магазин".

Минэкономразвития предложило снизить цены на алкоголь

Мало волнуют отечественных покупателей и проводимые магазинами акции и распродажи - они привлекают только 8,4 покупателя. По мнению экспертов, люди и рады бы купить подешевле, но часто просто не знают о спецпредложениях. "Информация о программах лояльности не доводится должным образом до ведома покупателей. Они о них не знают и, соответственно, не пользуются", - отмечают аналитики.

Традиционно отечественные клиенты в супермаркетах больше всего недовольны очередями и медленным обслуживанием. В топ-5 причин для недовольства вошли также некачественные товары, высокие цены на продукты, маленький ассортимент и плохое обслуживание.

Кстати, больше всего в поведении сотрудников супермаркетов россиян раздражает грубое, хамское поведение и навязчивость. "Часто продавцы-консультанты навязывают дополнительные товары или склоняют к более дорогой покупке, поскольку у продавцов от этого зависит размер зарплаты, да и политика магазина может к этому их обязывать, но многих покупателей раздражает такое поведение и не все могут адекватно среагировать в этой ситуации или быстро сориентироваться, поэтому тратят лишние суммы", - поясняет Павел Ивченков.

Примечательно, что каждому пятому не важно обслуживание в магазине. 22 процента россиян приходят в супермаркет как на продуктовый склад - только отовариться.

Товары и цены Социология