18.12.2016 19:52
Экономика

Многодетные семьи предложили освободить от уплаты транспортного налога

Многодетные семьи хотят освободить от транспортного налога
Российская газета - Федеральный выпуск: №287 (7155)
Многодетные семьи могут освободить от уплаты транспортного налога, но только на одну машину и если ее мощность не более 200 лошадиных сил. Сегодня подобные льготы регионы могут вводить самостоятельно, но действуют они далеко не везде.
Читать на сайте RG.RU
205 тысяч автовладельцев Крыма впервые заплатят транспортный налог

Принятие федерального закона, проект которого уже внесен в Госдуму, обязал бы местные власти облегчить налоговое бремя многодетным семьям.

Как выяснили корреспонденты "Российской газеты", во многих регионах не возражают против таких льгот, но беспокоит благополучие бюджетов, которые лишатся части доходов. Как резонно заметили в министерстве труда и социального развития Краснодарского края, "принятие любого закона, направленного на поддержку семей, мы поддерживаем, но с учетом возможностей бюджета, чтобы не привело к его разбалансированности".

По расчетам, после принятия документа возможность не платить транспортный налог на машину мощностью до 200 лошадиных сил будет доступна более чем полутора миллионам российских многодетных семей. Если быть точным, то, по данным Минтруда, на 1 октября 2016 года их в нашей стране было 1,615 миллиона.

Размер транспортного налога на машину с мотором в 200 лошадиных сил колеблется от 10 тысяч рублей в год в Москве и Санкт-Петербурге, до 2000 рублей в Ингушетии. Так что экономия для семейного бюджета может быть достаточно ощутимой, уверяют авторы законопроекта, тем более, есть регионы, где льготы по транспортному налогу отсутствуют. Например, в Башкортостане, Пензенской области, в Мордовии, Астраханской области и в Татарстане.

Если поправки будут приняты, льготой смогут воспользоваться свыше 1,5 миллиона многодетных семей

"Проблема уплаты транспортного налога особенно актуальна для многодетных семей, так как им достаточно проблематично пользоваться только общественным транспортом. Общий размер расходов на эти нужды у них в несколько раз больше, чем в малодетной семье, - считает руководитель налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе, - Льгота по налогу многим поможет купить авто, поскольку расходы на него в семейном бюджете станут меньше".

Транспортный налог для владельцев большегрузов предложили обнулить

Президент Ассоциации многодетных семей Калининградской области Елена Урбан подтверждает: "Без машины просто невозможно развезти всех детей по школам, детским садам, кружкам и секциям, особенно если мама работает. Очень сложно и дорого без своего авто организовать отдых. В моей семье двое взрослых и пятеро детей. Чтобы съездить в ближайший город на побережье на пригородном общественном транспорте, нам нужно потратить за одну поездку минимум 400 рублей".

Как выяснила "РГ", есть компромиссы между региональными и семейными бюджетами, которые позволяют помочь вторым и не угробить первые? В Костромской области новая льгота по транспортному налогу начнет действовать с 1 января 2017 года. Но условия жестче, чем в думском законопроекте: скидка на налог лишь 50 процентов, на автомобиль мощностью двигателя до 150 лошадиных сил, для семьи, воспитывающей пять и более детей, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума в регионе. Многодетной, напомним, считается семья с тремя и более детьми. В Петербурге от налога освобождают полностью семьи, где детей четверо и более. В Орловской - тоже с пятью и более детьми. В Самарской области и в Ростовской пока льгота предусмотрена только на микроавтобусы. А в Омской области от уплаты транспортного налога освобождены лишь те мамы, которые награждены медалью "Материнская слава". В Ярославской области полностью от налога освобождены только малоимущие многодетные семьи, но зато без ограничения мощности двигателя. Для других - до 100 лошадиных сил, но если авто мощнее, то за сотню лошадок тоже платить не надо.

Как вам это?

Рузалия Хисматуллина, председатель Комитета по бюджетной, налоговой, инвестиционной политике и территориальному развитию:

- Предложение моих коллег-депутатов освободить от транспортного налога многодетные семьи, на мой взгляд, не отвечает принципам адресности и нуждаемости, которые необходимы для предоставления господдержки.

Самые нуждающиеся категории многодетных семей не воспользуются этой льготой, так как у них наверняка нет личного транспорта. Ее получат те, у кого есть средства и на покупку машины, и на ее обслуживание, и, стало быть, на уплату транспортного налога.

Минфин предложил повысить налог на старые грузовики и автобусы

Евгений Трошин, министр труда, социальной защиты и демографии Пензенской области:

- А мы приветствуем любые меры поддержки для многодетных семей. Они не будут лишними.

Елена Урбан, президент Ассоциации многодетных семей Калининградской области:

- Очень хорошо, что в новом документе прописана четкая формулировка: от уплаты транспортного налога может быть освобожден один из родителей, усыновителей или опекунов, имеющих в составе семьи трех и более детей не старше 18 лет.

И главное, чтобы законопроект вводил такие льготы в обязательном порядке, а не предоставлял регионам возможность устанавливать или не устанавливать преференции.

Александр Воробьев, отец четырех детей, Саратов:

- В законе надо учесть наш опыт. В Саратове сначала решили, что льгота будет предоставляться родителю, который получает и другие льготы по многодетности. В результате, наверное, процентов 70 многодетных семей лишились возможности не платить транспортный налог.
Ведь чаще всего удостоверение многодетного родителя оформлено на жену, а автомобиль - на работающего мужа. Вдобавок многие семьи брали машины в кредит. В этом году ситуацию исправили. Так что не повторяйте наши ошибки!

Алексей Калачев, эксперт-аналитик инвестиционного холдинга "Финам":

- Прежде чем принимать закон, нужно промониторить наличие льгот в других регионах, и если они есть не везде, то введение их в обязательном порядке было бы справедливо.

Поскольку в проекте речь идет об автомобилях с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил, то его принятие не только бы унифицировало норму по стране, но и расширило бы список льготируемых автомобилей по сравнению с действующей в некоторых регионах нормой.

Наталия Северюхина, начальник управления социальных выплат регионального министерства соцразвития:

ГР + Россия 24: Минпромторг расширил список роскошных автомобилей

- Норма до 200 лошадиных сил - реальная. Абсолютное большинство многодетных семей не имеет дорогой мощной техники.

Максим Едрышов, представитель федерации автомобилистов России в Свердловской области:

- Да не скажется особо эта льгота на благосостоянии многодетной семьи, она мало скажется. В Свердловской области, к примеру, для автомобиля с мощностью двигателя менее 250 лошадиных сил налог составляет 3 тысячи рублей в год. На ОСАГО уходит больше денег из семейного бюджета, чем на налог.

Подготовили: Тарас Фомченков, Ульяна Вылегжанина, Наталья Саванкова, Елена Мелихова, Олег Корякин, Елена Шулепова, Роман Мерзляков, Анна Шепелева, Валентина Зотикова, Андрей Куликов, Роман Кияшко, Наталья Граф, Элина Труханова, Иван Карасев, Ирина Поволоцкая, Андрей Андреев, Денис Передельский, Татьяна Ткачева, Анна Шепелева, Светлана Добрынина, Юлия Потапова.

Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ".

Налоги