19.12.2016 21:00
Происшествия

Что послужило причиной аварийной посадки Ил-18 в Якутии

Следователи выясняют причины аварийной посадки Ил-18 с военнослужащими
Текст:  Владимир Таюрский
Российская газета - Столичный выпуск: №288 (7156)
В Булунском районе Якутии разбился самолет Ил-18 Минобороны России. На борту воздушного судна находились 32 пассажира и семь членов экипажа. При крушении никто не погиб.
Читать на сайте RG.RU

Пока остается открытым вопрос, почему лайнер не дотянул до аэродрома. Пассажиры отмечают лишь, что перед посадкой они почувствовали удар о землю, после чего загорелся левый двигатель (к моменту прибытия спасателей огня уже не было). Первую версию причины крушения выдвинула комиссия, сформированная правительством Якутии, - погодные условия, тот самый порывистый боковой ветер. Однако это не объясняет того, почему касание самолета с землей произошло в 30 километрах от аэродрома.

По второй версии - экстренная посадка могла быть связана с неполадками в топливной системе. А есть и такое мнение, что при заходе на посадку в темноте пилот допустил ошибку в оценке высоты. Никаких ориентиров перед глазами у него не было - вокруг одинаково заснеженные плоская тундра и океанский лед.

На борту воздушного судна находились 32 пассажира и семь членов экипажа. При крушении никто не погиб

Все версии - лишь предположения. Точный ответ даст начатое расследование. Специалисты Минобороны России уже извлекли бортовые самописцы, которые будут доставлены для исследования в спецлабораторию. К проверке обстоятельств крушения приступила военная прокуратура Восточного военного округа. В Булунский район направлена группа опытных сотрудников во главе с заместителем военного прокурора округа полковником Александром Рогачиковым. Кроме того, к месту происшествия выехали военные следователи - по факту аварийной посадки началась доследственная проверка.

Извлечены "черные ящики" военного Ил-18, аварийно севшего в Якутии

Самолет, напомним, следовал из аэропорта Кольцово (Екатеринбург) с промежуточной посадкой в Канске Красноярского края. На борту находились офицеры и прапорщики. Однако до аэропорта Тикси лайнер не долетел. В 11.35 по местному времени поступило сообщение о том, что с экипажем утеряна связь.

- Поскольку все произошло в Арктике, где сейчас стоит полярная ночь, сразу же была поднята по тревоге команда наших сотрудников, способная вести поисковые работы в автономном режиме 10 суток. Однако ее помощь не потребовалась, - рассказал "РГ" представитель Службы спасения РС (Я) Николай Фатеев.

Уже через час с небольшим пропавший Ил-18 обнаружили в 29 километрах северо-западнее поселка Тикси. Спасательную операцию пришлось проводить в сложнейших условиях. В этих краях сейчас темень и метет пурга - порывы ветра достигают 20 метров в секунду. Кроме того, корпус лайнера оказался деформированным (по некоторым данным, самолет развалился на три части), поэтому для поиска и спасения людей пришлось применять спецтехнику, включая гидравлические ножницы. К счастью, все находившиеся на борту оказались живы, хотя серьезно пострадали. С места ЧП их несколькими вертолетами доставили в районную больницу, где было оперативно подготовлено 40 коек. Как сообщил официальный представитель Минздрава России Олег Сагалай, 34 человека госпитализированы. Шесть из них находятся в крайне тяжелом состоянии, 28 - в тяжелом.

Все пассажиры упавшего в Якутии самолета выжили

По оценкам местных медиков, у пострадавших диагностированы переломы, повреждения позвоночника, сотрясения и другие травмы. Маленькая районная больница доселе не имела дело с таким количеством раненых. Поэтому в Тикси из Якутска срочно вылетела бригада врачей, в состав которой вошли реаниматологи, хирурги, нейрохирурги и травматологи. В числе прочего они везут очень нужную сейчас кровь для переливания. Однако из-за сложных погодных условий в Булунском районе добираться специалистам придется на перекладных. До поселка Усть-Куйга соседнего Усть-Янского района, где погода получше, их доставят самолетом, а оттуда до места назначения довезут вертолетами.

Власти Якутии поручили региональному минздраву в случае необходимости доставлять тяжелораненых в центр экстренной медицинской помощи. Возможно, это не потребуется - минобороны направило в Тикси оборудованный медицинскими модулями самолет с бригадой врачей госпиталя имени Бурденко. Специалисты сначала поработают с пострадавшими на месте, а когда состояние раненых стабилизируется, примут решение о направлении их на лечение и реабилитацию в центральные военные госпитали в Москву и Санкт-Петербург.

Кстати

На потерпевшем аварию в Якутии самолете Ил-18 летели офицеры и прапорщики из Екатеринбурга, Челябинска и Каменска-Уральского - командиры вертолетов, летные бригады, штурманы и механики. Все они проходили службу в частях Центрального военного округа, дислоцированных на военных аэродромах. Этим бортом в командировку в Заполярье доставляли полярных летчиков для плановой ротации личного состава на военной базе.

- Служить в Заполярье - это "высший пилотаж", - говорит командир вертолета, подполковник в отставке Евгений Замятин. - При полетах над пустыми и однообразными пространствами - тысячи километров при полном отсутствии визуальных ориентиров - основная надежда не на электронную аппаратуру, а только на собственные профессионализм и чутье.

Подготовила Ксения Дубичева, Екатеринбург

Аварии и катастрофы Якутия Минобороны Дальний Восток