Это решение, считают эксперты "Российской газеты", поможет не только развить российские портовые комплексы, но и станет катализатором социально-экономического развития для территорий, где они расположены. Перемены ожидаются через год. Предпосылки к изменению маршрутов налицо - уже сейчас объемы нефтепродуктов, которые уходят за границу через Ригу и Вентспилс, снижаются.
"Если в прошлом году там (в Прибалтике. - "РГ") переваливалось около 9 миллионов тонн нефтепродуктов, то в этом году - лишь 5 миллионов тонн, - сообщил глава компании "Транснефть" Николай Токарев в середине сентября на встрече с президентом России. - До 2018 года мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей".
Какие портовые мощности придут в России на смену прибалтийским? Прежде всего это Приморск в Выборгском районе и Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области, а также Новороссийск в Краснодарском крае.
Николай Токарев также сообщил, что в завершающемся году на создание новой инфраструктуры направлено 159 миллиардов рублей. Еще около 190 миллиардов рублей планируется затратить на модернизацию существующих объектов и их капитальный ремонт. Конечно, не все эти деньги уйдут на российские порты, но и на эти проекты планируются весьма существенные средства.
"Транснефть" уже в этом году нарастит прокачку сырья по магистральным трубопроводам до 482 миллионов тонн, увеличив тем самым прошлогодние показатели на 1,5 миллиона тонн. На экспорт планируется направить 238 миллионов тонн нефти - на 3,7 процента больше, чем было экспортировано в прошлом году. На внутреннюю переработку в 2016 году будет направлено 244 миллиона тонн сырья.
Однако решение о смене пунктов перевалки российских нефтепродуктов не было спонтанным, вызванным сложившейся экономической и политической конъюнктурой. О нем было объявлено еще в 2014 году. С того момента, кстати, российский транзит через порты стран Балтии в целом уже снизился на 15-20 процентов. А начались разговоры о том, что необходимо развивать российскую портовую инфраструктуру, почти 12 лет назад - еще в 2004 году.
Очевидно, что и в Латвии понимают экономическую подоплеку такого решения. Более того, пытаются минимизировать потери. Как рассказал информационному агентству LETA руководитель Латвийской государственной железнодорожной компании Эдвин Берзиньш, планы России по прекращению экспорта связаны не с политикой, а с тем, что страна в последние годы инвестировала в свои порты, и эти инвестиции должны окупаться.
По расчетам Берзиньша, Латвия в итоге потеряет до 10 миллионов тонн грузов.
Похожая ситуация сложилась и в Эстонии. "При нынешнем рынке, где цена на нефть очень низкая, Россия старается во всех сегментах добавочной стоимости оставлять все на родине. Российскому продукту - российский порт, так звучит их девиз", - посетовал недавно в эфире телепередачи Эстонского телерадиовещания председатель совета предприятия Alexela Group Хейти Хяэль. А председатель правления Таллинского порта Валдо Калм уточнил, что основной спад перевозок нефтепродуктов уже произошел в прошлом году. В результате к 2018 году экспорт российских нефтепродуктов через Прибалтику будет равен нулю.
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
- Мы построили и улучшили свою портовую инфраструктуру, а ее надо использовать. Так что это решение правильное и с точки зрения геополитики, и с точки зрения экономики. Национальные интересы будут соблюдены во всех сферах.
Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России:
- Отказ от прибалтийских портов - это генеральная линия развития российского транспорта углеводородного сырья. Этот процесс идет не только на северо-западе страны, но и в Восточной Сибири, перспективен
и Северный морской путь. Что касается транспортировки через прибалтийские порты, там сейчас создается режим наибольшего благоприятствования для российских грузов.
Однако опыт показывает, что в разное время наши соседи использовали транзит для усиления влияния на Россию. И это всегда создает проблемы.
Чтобы в будущем подобных проблем не было, и создается система транспортировки углеводородного сырья через собственную территорию. Сейчас система настолько сильна, что ее пропускные мощности больше того, что мы можем экспортировать. То, что уже отстроено в Приморске, Усть-Луге и Новороссийске, по своим техническим возможностям представляет собой порты следующего поколения. Они могут предоставить гораздо более высококачественные услуги на единицу затрат. И, следовательно, будут гораздо более выгодными. Хотя не все они равнозначны. Работу Новороссийска, например, существенно ограничивают проливы Босфор и Дарданеллы, графики проводки судов там довольно жесткие.
В развитии российской портовой инфраструктуры есть и другие плюсы. Новые порты - это заново созданные комплексы с большим количеством высококвалифицированных рабочих мест, новой внутренней инфраструктурой. В результате социально-экономическая ситуация в этих регионах также улучшается.
Прибалтика пока еще используется, но исходя лишь из экономических реалий, поскольку там наиболее благоприятные тарифы. Последние зацепки, которые остаются у здешних портов, связаны с демпингом. Но Балтика - мелкое море, большие танкеры туда войти не могут, максимальный дедвейт - 70 тысяч тонн.