19.12.2016 15:38
Экономика

В "Транснефти" рассказали о развитии трубопроводной системы РФ

Перспективные месторождения Заполярья и Красноярского края подключены к нефтяным магистралям
Текст:  Алексей Грачев
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт нефти №288 (7156)
Об итогах реализации двух крупных проектов по развитию трубопроводной системы страны рассказывает вице-президент компании "Транснефть" Алексей Сапсай.
Читать на сайте RG.RU

Алексей Николаевич, в декабре в энергетической системе страны появились два новых магистральных нефтепровода. Что они дают нашему государству?

Алексей Сапсай: С точки зрения развития отрасли сделан значительный шаг в будущее: к магистральным трубопроводам подключены перспективные месторождения Заполярья, Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа. Наша компания достойно выполнила государственное задание: в установленный срок и с максимальным качеством, несмотря на то что "Транснефть" никогда ранее в таких условиях не выполняла масштабное строительство. Мы получили новый ценный опыт, проверили свои навыки, применили новые разработки и сформировали уникальный коллектив специалистов.

Какие новые российские технологии были применены при строительстве для преодоления природных особенностей?

Алексей Сапсай: Нефтепровод Куюмба - Тайшет был непростым. На его трассе совсем не было дорог, только тайга и морозы. На трассе от Куюмбы до Тайшета применены уникальные технические решения. Например, переход через реку Ангара, выполненный в скальном грунте, весь пришлось проходить взрывом . Спецпереход по внешнему электроснабжению через Ангару на опорах высотой 125 метров. Аналогов, возможно, во всей стране единицы.

Завершено строительство уникального нефтепровода за Полярным кругом

"Заполярье - Пурпе" - очень сложный и во многом инновационный . Уже на первом этапе строительства - от НПС "Пурпе" до 358 км трассы пришлось прокладывать трубопровод надземным способом. Это был единственный вариант, способный дать возможность осуществлять транспортировку нефти в условиях Заполярья, когда зимой все промерзает, а летом превращается в непроходимые болота. Наши инженеры разработали несколько видов опор, способы термостабилизации грунтов. Нам пришлось закупать новую технику для погружений свай и ориентироваться на опыт местных подрядных организаций, уже имеющих опыт работы в условиях Крайнего Севера. Мы сделали свои выводы, переоценку и поняли, что тоже можем так работать. Перепланировали графики и организацию строительства выстроили по-другому. Темпы возросли, и постепенно пришло мастерство.

Вы сказали, что трубопровод прокладывался в сложнейших климатических и геологических условиях. Что это значит на практике?

Алексей Сапсай: Например болота. Обычно для вдольтрассового проезда возводится лежневая дорога из бревен. На Заполярье - Пурпе это осуществить было невозможно. Во-первых, нет леса, во-вторых, когда наступает паводок, все превращается в сплошное море. Мы нашли свой способ - перешли на грунтовые модули. Это специальные конструкции из тканого материала, которые засыпаются грунтом и связываются между собой. В итоге эта дорога стоит по сегодняшний день, по ней можно передвигаться в любое время года.

Компания "Транснефть" достойно выполнила государственное задание: в установленный срок и с максимальным качеством

Зима в тех краях - особый период года для строителей. Очень сложный и важный, поскольку именно зимние месяцы используются для активного ведения стройки - как для доставки техники, оборудования, материалов, ГСМ и продовольствия, так и для выполнения строительных работ. Доставка грузов и техники возможна только по зимнику - специально намороженным дорогам и переправам по льду через водоемы. При этом морозы до минус 60. Столбик термометра зашкаливает, ниже просто не показывает. Работы по строительству приходилось вести непрерывно и круглосуточно. Были моменты, когда по зимнику одновременно двигалось до полутысячи грузовиков. Эту технику надо было встретить, разгрузить и направить обратно в работоспособном состоянии.

Показатели "Транснефти" оказались лучше зарубежных компаний

На пути нефтепроводов есть и реки, причем довольно широкие...

Алексей Сапсай: Да, у "Транснефти" есть большой опыт по строительству подводных переходов для нефтяных магистралей. Но на этих двух проектах все переходы - уникальные. Например, через реку Таз, которая весной разливается, и ее пойма представляет собой море с небольшими островками суши - сплошное зеркало воды шириной в 30 километров.

Река Таз очень важна для местных жителей, она их кормит, они живут этой рекой. При проектировании и при выборе трассы, конечно, возник вопрос - как проходить пойму. Мы проводили общественные слушания с участием коренных малочисленных народов Севера.

Проекты по строительству магистральных нефтепроводов Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет успешно реализованы благодаря каждому участнику

В итоге договорились и приняли технические решения, устраивающие всех. По пойме реки Таз проложили трубу обычным траншейным методом. При этом предусмотрели ряд дополнительных мер, чтобы в дальнейшем эту траншею не размывало: укрепили грунтовыми модулями и по дну, и сверху. Сам переход через Таз было решено выполнить методом наклонно-направленного бурения. То есть мы не разрабатывали русло, не нарушали дно, а пробурили две скважины под руслом реки. От дна реки скважина проходила на глубине около 19 метров, а длина самого дюкера - свыше километра. Более того, основной дюкер в теплоизоляции был запасован в стальной кожух, который также нес защитные функции. Всю эту конструкцию - труба в трубе - мы уже протягивали в скважину под руслом реки.

Тащили дюкер тоже зимой - в другое время там просто невозможно работать.

При производстве работ у нас было налажено четкое взаимодействие с экологическими службами и самого Ямала, и с остальными. Замечаний к экологичности работ нет.

Удалось ли строителю победить природу?

Алексей Сапсай: Да, удалось. Но самое главное, природу удалось сохранить. Тундра - хрупкая экосистема. При проведении работ "Транснефтью" учтены все требования местных жителей: они постоянно присутствовали на объектах строительства и в случае нарушений, которых, с честью могу сказать, было крайне мало, корректировали работу строителей. То есть строили так, чтобы в тундру никто ни влево, ни вправо, ни на полшага. Чтобы не повредить экосистему, не тронуть ягель (лишайник, которым питаются северные олени) за полосой отвода. Мы очень бережно отнеслись к среде обитания северных оленей, крупные поголовья которых для местных жителей - единственный источник существования. Мы позаботились о сохранении путей их миграции, для этого по маршруту нефтепровода предусмотрены переходы для животных.

А люди выдержали работу в таких условиях?

Алексей Сапсай: Люди, обычно, выдерживают, не выдерживает техника. Персонал получил неоценимый опыт, прошел через все трудности, преодолел все препятствия. Не только наши сотрудники, но и работники подрядных организаций, специалисты нашего проектного института. Это и наш кадровый потенциал, и наш кадровый резерв.

Проекты по строительству магистральных нефтепроводов Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет успешно реализованы благодаря каждому участнику: от людей рабочих профессий до инженерно-технических служб и руководителей, которые организовали работу.

Среди тех, кто был занят на проектах, много энтузиастов своего дела. Они готовы доказать, что работу можно выполнить в таких сложнейших условиях, в такие сжатые сроки и с надлежащим качеством. И - доказали. Сегодня все объекты готовы, на любой можно зайти и посмотреть, и ни за один не стыдно.

Нефть и газ Транснефть