Новости

19.12.2016 14:35
Рубрика: Экономика

Сравнительный плюс

Эксперты признали лидерство "Транснефти" среди мировых компаний отрасли
Международная консалтинговая компания KPMG провела сравнительный анализ ключевых показателей деятельности "Транснефти" и зарубежных трубопроводных компаний. По результатам исследования российская компания оказалась впереди своих коллег как по масштабам, так и по эффективности работы.

Эксперты сопоставили итоговые данные работы за два года (2014-й и 2015-й) 56 организаций - лидеров в транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. Большинство этих компаний (39) работают в США и Канаде, 10 - в странах Европы, 7 представляют Южную Америку, Африку и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Исследователи сравнили показатели операционной деятельности организаций, достижения в области модернизации и строительства, промышленную и экологическую безопасность, производительность труда и, конечно, финансовые результаты. При этом за основу брались преимущественно удельные и относительные показатели, а не абсолютные значения, чтобы различие в масштабах компаний не влияло на объективность выводов.

Последнее очень важно, ведь, как признали исследователи, во всем мире не найдется трубопроводной компании сопоставимой с "Транснефтью" по размерам и масштабам деятельности. Нефтепроводами "Транснефти" можно опоясать Землю по экватору, и еще останется. Их общая протяженность (52,3 тыс. км) больше, чем суммарная длина нефтяных магистралей всех остальных 55 компаний, вместе взятых. По протяженности нефтепродуктопроводов (18,9 тыс. км) "Транснефть" также занимает первое место в мире, хотя здесь отставание остальных не столь велико.

Российская компания - абсолютный лидер по объему транспортировки нефти, в 2015 году она перекачала 481,4 млн т. Это в 10 раз больше медианного (среднего) значения среди остальных компаний выборки. Столько же перекачивают по трубам пять крупнейших транспортировщиков нефти в США, вместе взятых. Грузооборот "черного золота" в прошлом году достиг у "Транснефти" 1185 млрд тоннокилометров - в 8 раз больше, чем у "чемпиона" США Enbridge Energy и в четыре с лишним раза выше суммарного грузооборота всех других исследованных KPMG компаний.

Стоимостное выражение грузооборота - выручка от оказания транспортных услуг. В прошлом году "Транснефть" заработала на перекачке нефти 9,255 млрд долл., в 4 раза больше, чем занявшая второе место Enbridge Partners. И это при том, что выручка российской компании уменьшилась на 33% по сравнению с 2014 годом из-за снижения курса рубля к доллару. Выручка "Транснефти" от транспортировки нефтепродуктов в прошлом году равнялась 949 млн долл. Это второе место после Colonial Pipeline. Причем если по грузообороту американская компания впереди в 3,5 раза, то по выручке - менее чем на треть.

Высокие доходы российской компании вовсе не означают, что цены на услуги высоки, напротив, тарифы "Транснефти" - одни из самых низких в мире. Средневзвешенный тариф компании на транспортировку нефти в 2015 году равнялся 0,8 долл. на 100 т/км, в то время как у зарубежных коллег - 2,9 долл. По нефтепродуктам средневзвешенный тариф "Транснефти" в прошлом году составил 2,1 долл. на 100 т/км, тогда как медианное значение остальных компаний - 3,1 долл.

Что касается удельных операционных расходов, то в 2015 году российская компания тратила на транспортировку нефти 0,3 долл. на 100 т/км, почти в 4 раза меньше медианного значения. По сравнению с 2014 годом расходы уменьшились на 35% в долларовом выражении, а в рублях выросли на 5,5%, что, впрочем, в два с лишним раза ниже уровня инфляции (12,9%). Тот же показатель, приведенный по паритету покупательной способности, практически не изменился. Это - свидетельство стабильности уровня удельных операционных расходов компании.

Одна из самых больших затратных статей любой трубопроводной компании - расходы на электроэнергию, приводящую в движение перекачивающие мощности. По итогам прошлого года удельное потребление электроэнергии при транспортировке сырья у "Транснефти" равнялось 11,25 кВт/ч на 1 тыс. т/км, а у зарубежных коллег - в среднем 14,36 кВт/ч. По этому показателю российская компания - одна из наиболее энергоэффективных в мировой трубопроводной отрасли. Удельное потребление электроэнергии при транспортировке нефтепродуктов в 2015 году также оказалось лучше медианного значения - 11,91 кВт/ч против 12,68.

Эффективное производство и управление обеспечивает "Транснефти" финансовую устойчивость. Отношение общего долга к EBITDA (сокр. от англ. Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization - объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации) у "Транснефти" меньше, чем у большинства зарубежных коллег. В 2015 году этот показатель составил 2,3 при медианном значении 3,3. При сохранении того же уровня доходности и прекращении капитальных вложений в основные средства компания могла бы погасить все долги в течение 3 лет.

Эксперты обратили также внимание на безопасность объектов трубопроводных компаний, которую в первую очередь определяет их текущее состояние. Износ основных фондов "Транснефти" в прошлом году оценивался в 42% - меньше среднего показателя у зарубежных компаний (49%). Лучше всего обстоят дела с износом зданий и сооружений, у "Транснефти" он составляет 28%, у остальных - 54%.

Хорошее состояние объектов помогает российской компании поддерживать низкий уровень удельной аварийности при транспортировке по трубопроводам. В 2015 году у "Транснефти" было 0,098 аварий на 1000 км, в 2,5 раза ниже, чем в среднем у остальных. В 17 раз ниже среднего оказался другой важный показатель - объем разлива к протяженности трубопроводов, 0,8 куб. м на 1000 км у российской компании против 14,7 куба у зарубежных коллег. "Транснефть" также поддерживает высокий уровень экологической безопасности на своих объектах. В прошлом году удельный выброс загрязняющих веществ в атмосферу в целом по компании уменьшился почти на 7% по сравнению с 2014-м - до 0,158 кг/т. Это один из самых низких показателей среди сопоставимых компаний трубопроводной отрасли.

А вот производительность труда у "Транснефти", напротив, одна из самых высоких. В 2015 году она опередила медианное значение почти в 2 раза (16,9 млн т/км на 1 чел. против 8,6 млн). Также "Транснефть" вкладывает больше всех средств в создание новых технологий. В 2015 году компания направила на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы 1,4% своей выручки от транспортировки. Максимальный показатель среди анализируемых зарубежных компаний почти вдвое ниже - 0,745%.