В Германии 20 декабря был объявлен общенациональный траур по жертвам атаки. По последним данным, под колесами грузовика, который проехал сквозь толпу на полной скорости, снеся несколько палаток, погибли 12 человек, 49 находятся в больницах, причем многие - в крайне тяжелом состоянии.
Подозреваемый - 23-летний выходец из Пакистана (по некоторым данным - афганец) Навед Б. - был арестован "по горячим следам" при попытке скрыться с места преступления. Сам он своей вины не признает. Стражи порядка задержали его в том числе благодаря очевидцам, которые звонили на "горячую линию" полиции. Один из прохожих даже устроил погоню за преступником. Параллельно он сообщал оперативникам по телефону о своих перемещениях.
Впоследствии в кабине обнаружили еще одну жертву - застреленного поляка, который привез на этом фургоне строительные материалы из Италии. Следователи уже подтвердили: погибший водитель не был сообщником преступника.
Примечательно, что власти ФРГ не спешили официально признавать трагедию на площади террористическим актом. Хотя параллели с атакой в Ницце, которая унесла жизни 86 человек, напрашивались сами собой. Об этом написал в соцсетях сам мэр французского города Филипп Прадаль: "Тот же самый метод. То же слепое насилие. Та же ненависть по отношению к счастливым людям". Между тем в правоохранительных органах ФРГ утверждали, что отрабатывают также версию "случайного наезда" на пешеходов. Впрочем, во вторник на официальной страничке полиции Берлина в микроблоге Twitter появилась запись: грузовик был направлен на людей "преднамеренно". Наконец, последовало заявление федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, которая признала: "Мы должны исходить из того, что произошел теракт".
Как заявил агентству DPA эксперт по терроризму Петер Нойманн, новая тактика боевиков как в Ницце, так и в Берлине укладывается в стратегию ДАИШ (группировка запрещена в РФ). Он напомнил и о том, что американские спецслужбы своевременно предупреждали коллег в Европе о возможности терактах на рождественских базарах, поэтому нападение "не должно было стать сюрпризом" для правоохранительных органов Германии. Однако все же стало.
Специалисты отмечают: предотвратить наезд на людей в общественных местах крайне затруднительно. Разумеется, можно усилить охрану публичных мероприятий. Очевидно, что в случае ярмарки на Брайтшайдплац этого сделано не было, поскольку рядом (судя по тому, как развивались события) не оказалось представителей полиции, которые могли бы задержать подозревамого на месте или остановить его. Очевидно и другое: невозможно перегородить баррикадами все улицы и превратить европейские города в осажденные крепости.
Проблема лежит гораздо глубже, и это косвенно подтвердила вчера канцлер Меркель, выступавшая главным "архитектором" миграционной политики ФРГ последних лет. "Трудно осознать, что это преступление совершено человеком, который искал у нас убежища и защиты, - не скрывала растерянности Меркель. - Это особенно безобразно по отношению к тем людям, которые оказывают помощь беженцам". Напрямую власти по-прежнему не признают серьезных проблем в сфере контроля за миграционными потоками и криминальной средой, в которую они частично вливаются. Однако вряд ли можно назвать случайностью, что на следующий день после теракта в ангаре берлинского аэропорта Темпельхоф, где размещается крупнейшее в стране общежитие для беженцев, прошел масштабный полицейский рейд. По некоторым данным, водитель-убийца был зарегистрирован именно там. По крайней мере, для немецких СМИ эта связь выглядит очевидной.
Сам Навед Б. давно находился в поле зрения полицейских - правда, серьезных преступлений он не совершал, но был замечен в "мелких правонарушениях". Он попал в Германию по так называемому "балканскому пути", который по-прежнему остается головной болью для европейцев, несмотря на все попытки блокировать маршрут перемещения нелегалов в Западную Европу. Как сообщает Spiegel Online, пакистанец прибыл в Пассау в конце декабря 2015-го или в начале 2016 года и к лету получил вид на жительство. При этом источники издания, близкие к следствию, не исключают, что беженец находился на территории ФРГ "с фальшивыми документами".
Обращает на себя внимание еще одна важная деталь: поляк оставил свой грузовик для разгрузки на окраине Берлина и отправился пообедать в местное кебаб-кафе. Как сообщают польские СМИ, оттуда в 12 часов дня он прислал родным свое фото с полушутливым комментарием, что чувствует себя в этой атмосфере немного не в своей тарелке. После этого связь с ним обрывается. Между тем владелец компании-перевозчика отметил: через несколько часов GPS-навигатор зафиксировал "неоднократные попытки завести двигатель грузовика". Судя по всему, к этому времени злоумышленник, действовавший в одиночку или с сообщниками (это следствию еще предстоит выяснить), уже завладел машиной.
К вечеру появились новые подробности расследования. Газета Die Welt сообщила со ссылкой на свои источники, что полиция могла арестовать вовсе "не того человека", в то время как настоящий преступник до сих пор "разгуливает на свободе и, возможно, замышляет новые атаки". На момент подписания номера в печать официального подтверждения этой информации не было. При этом шеф берлинской полиции Клаус Кандт осторожно заявил: "Не исключено, что за рулем сидел не тот, кого мы задержали". Пока эта путаница не прояснилась. Как бы то ни было, во вторник глава полиции ФРГ Хальгер Мюнх заявил об угрозе новых крупных терактов в стране.
Между тем
В Австрии по подозрению в подготовке теракта был арестован 25-летний выходец из Марокко. Об этом во вторник сообщила прокуратура республики. Подозреваемому предъявлено обвинение в том, что он состоит в "неустановленной террористической группировке". Следователи утверждают: злоумышленники готовили атаки в Зальцбурге на рождественские и новогодние праздники.
Александр Рар, научный директор Германо-российского форума:
Трагические события в Берлине можно объяснить потерей бдительности. После того как в Европе начался кризис с беженцами, силовые структуры Германии постоянно предупреждали людей о необходимости быть внимательными в общественных местах. И все же этой проблеме уделяется недостаточное внимание. После сексуальных приставаний беженцев в Кельне пресса молчала, потом поднялся жуткий скандал. Лишь после этого власти провели расследование по факту правонарушений. Во Франции было много терактов, однако в Германии ничего подобного раньше не происходило. Хотя тревожные сигналы и поступали. Буквально несколько дней назад был пойман, трудно поверить, двенадцатилетний мальчик из семьи иракских беженцев, который хотел взорвать бомбу на рождественской ярмарке на юге страны. Следствие установило связи несовершеннолетнего с террористами. В Германии существуют и даже укрепляются подпольные террористические ячейки. Террористы хотят запугать западное общество, они получают поддержку извне. Все это теперь будет досконально изучаться. Но нет стопроцентной защиты против таких жутких терактов, против людей, которые действуют и в одиночку, похищают грузовики, нападают на рождественские рынки. За такими действиями стоят опасные фанатики. На недавнем съезде правящей партии ХДС канцлер Ангела Меркель не признала за собой вины за открытие границ Германии для беженцев. Однако она обещала, что в будущем уже не будет такого наплыва. Европа стала закрываться, на границах вводится контроль, которого не было уже двадцать лет. Вместо того чтобы призывать жителей Германии идти протестовать против российской политики в Сирии, нашим политикам стоило бы больше говорить о совместном сотрудничестве против международного терроризма, который целится не только в Запад, но и в Россию, и в евразийский мир.
Подготовил Александр Саможнев