22.12.2016 22:46
Экономика

Поддельные товары в магазинах замаскировали высокими ценниками

Поддельные товары в магазинах начали маскировать высокими ценниками
Текст:  Татьяна Зыкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (7160)
Поддельных товаров в магазинах стало больше - за год россияне купили их на сумму 2,5 триллиона рублей. Об этом говорится в исследовании НИУ "Высшая школа экономики".
Читать на сайте RG.RU
Определены марки поддельного шампанского

По незаконному обороту лидирует крепкое спиртное - водка и ликеры, занимая 40 процентов в торговле алкоголем. На втором месте - изделия легкой промышленности, включая спортивную одежду и обувь (35 процентов от оборота). На третьем - парфюмерия и косметика (20 процентов).

Основные каналы продаж подделок - небольшие магазины, открытые рынки и места уличной торговли, отметил руководитель доклада, первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. При этом поддельная продукция активно перемещается в Интернет, в том числе в рамках трансграничной торговли.

Еще один новый тренд - ценовой обман. Если раньше бдительные потребители вычисляли подделки, ориентируясь на очевидную разницу в цене между легальной и нелегальной продукцией, то сейчас такие товары сравнялись в ценах или же реализуются с незаметной разницей в десять процентов. А по некоторым товарам незаконная продукция может быть даже дороже.

Известные бренды чаще всего подделывают на рынке одежды, парфюмерии и косметики, бытовой химии (10-20 процентов), реже (в пределах 3-5 процентов) - продовольственных товаров, сигарет, средств по уходу за кожей и волосами.

2,5 триллиона рублей за год потратили россияне на покупку поддельных товаров

"Стимулирует рост нелегальной торговли снижение реальных доходов потребителей. При этом незаконная продукция вытесняется в регионы и поселения с меньшей требовательностью покупателей и контролем правоохранительных органов", - говорит Радаев.

Негативно влияет и отсутствие одинаковой акцизной политики между странами Евразийского экономического союза - она ведет к незаконному перетоку продукции. Эта тема несколько лет находится в стадии обсуждения, отмечают в минфине.

К слову, ставки акцизов в Казахстане ниже на крепкий алкоголь почти в два раза, а на пиво и вино - в 4 раза. В Беларуси ставки по крепкому алкоголю и вину ниже на 10 процентов, в Кыргызстане ставки по крепкому алкоголю и пиву ниже на 70 процентов. Ставки акциза на сигареты в Казахстане также ниже на 70 процентов.

Исполнительный директор Содружества "РусБренд", член общественного совета Федеральной таможенной службы Алексей Поповичев считает, что для противодействия контрафакту необходимо взаимодействие государственных органов и добросовестного бизнеса, причем как в России, так и во всем Евразийском союзе.

Среди проблем, которые известны и не находят решений, - неэффективный контроль правоохранительных органов, отсутствие единых и понятных правил конфискации и уничтожения контрафактной продукции и оборудования для незаконного производства, констатируют авторы исследования.

Товары и цены