По словам главы судостроительной корпорации, уходящий год отмечен важными переменами на российских верфях. Определяющей тенденцией стал выбор в пользу отечественных поставщиков оборудования и корабельных систем.
- Сейчас сто процентов кораблей для ВМФ и ФСБ России строятся на отечественных верфях, и проблем с импортозамещением в этом сегменте нет, - дал понять Алексей Рахманов. - Среди поставщиков первого и второго уровня, то есть по основным системам и устройствам корабля - только российские производители. Теоретически могу допустить, что где-то в каком-то приборе еще могли сохраниться, условно говоря, диод, триод, какая-то микросхема, пришедшие в свое время из-за пределов России. Но они не играют сколько-нибудь определяющей роли и в случае необходимости могут быть адекватно заменены российскими аналогами…
Санкции, введенные против нашей страны государствами НАТО и примкнувшей к ним Украиной, в штабе судостроительной отрасли не драматизируют, а напротив - считают чем-то вроде триггера в деле импортозамещения.
- Для ОСК в целом санкционная история создала только проблемы с расчетами за рубежом, - рассказал Алексей Рахманов. - Но мы справились. Уже есть опыт по проведению платежей в национальной валюте одной из наших стран-контрагентов. Серьезно стоял вопрос о замещении отпавших поставщиков из Украины, стран ЕС и блока НАТО. Речь в первую очередь шла о судовых дизельных двигателях, судовых турбинах, электрооборудовании, электронной компонентной базе…
А еще, по сведениям "РГ", из Украины поставлялись системы вентиляции, кондиционирования и холодильное оборудование - в том числе для многоцелевых подводных лодок проекта 855 "Ясень". Но теперь это в прошлом: найдены и подключены к работе российские поставщики аналогичной продукции.
- С этим все разрешилось, и довольно быстро, - пояснил президент ОСК. - Традиционные изготовители систем вентиляции и до этого были в России. А то, что ранее у нас не производили, освоила в Нижнем Новгороде компания "Мовен". Под часть номенклатуры были созданы новые производства - за основу взяли лучшее из того, что есть на этом рынке. Вентиляторы, теплообменники, системы управления - все это изготовляется уже в России.
По его же словам, в Центре судоремонта "Звездочка" освоено производство винто-рулевых колонок ДРК-1200, которые заменили продукцию компании Rolls-Royce. Рыбинское НПО "Сатурн" разрабатывает сейчас отечественные газотурбинные установки для корветов и фрегатов - взамен тех, что отказалась поставлять Украина. Петербургское предприятие "Звезда" будет изготавливать редукторы для этих ГТУ.
- Вся программа импортозамещения в судостроении реализуется по трем основным направлениям: диверсификация поставок, развитие собственных производств, привлечение иностранных предприятий для локализации производства на территории Российской Федерации. Мы должны быть уверены, что если завтра не просто санкции ужесточат, а вообще железный занавес перед нами опустят, мы сможем и в этих условиях все, что нам потребуется, найти, воспроизвести и сделать даже лучше, чем могли бы получить по импорту. Что у нас будут для этого необходимые материалы, технологии и подготовленные специалисты, - заключил президент ОСК Алексей Рахманов.
Развернутое интервью с ним будет опубликовано в ближайшем номере "Российской газеты".