По данным Курганского УФАС, в 2016 году в ведомство поступило около 300 обращений, свыше половины из них подали так называемые профессиональные жалобщики. Эти фирмы сами никогда не участвуют в торгах, не подают заявки, но очень внимательно следят за конкурсной документацией и изменениями в законе о госзакупках. "Специализируются" жалобщики в основном на строительстве, капремонте и реконструкции объектов. На комиссии по рассмотрению своих обращений они не приходят, лишь направляют ходатайства. Антимонопольщики уже знают профессиональных жалобщиков, что называется, в лицо. Как правило, фирмы зарегистрированы в других регионах, вполне официально. Причем, действуют они не только в Курганской, но и в других областях. Как заметили в УФАС, жалобы пишут по одним шаблонам.
По одной из версий, эти предприимчивые граждане шантажируют заказчиков: если заплатите - отзовем жалобу, нет - сорвем аукцион. И вместо того чтобы заявить в полицию, заказчики начинают с ними договариваться. В пользу такой версии говорят случаи, о которых корреспонденту "РГ" рассказала руководитель Курганского УФАС Ирина Гагарина: однажды жалобу отозвали буквально за десять минут до начала заседания комиссии; в другой раз заказчик перед заседанием кому-то звонил и спрашивал, почему до сих пор не отозвали обращение.
Ведут себя жалобщики столь нагло и безнаказанно, потому что криминала в их действиях нет. Как пояснила Ирина Гагарина, по закону в России всем гарантирована судебная и административная защита прав, поэтому каждый может обжаловать заявку до окончательного срока подачи, а УФАС обязана в пятидневный срок рассмотреть жалобу. При этом антимонопольный орган приостанавливает только заключение контракта. Если дело до его подписания не дошло, то, несмотря на жалобу, процедура торгов движется своим чередом. А вот если специалисты найдут в конкурсной документации серьезные нарушения после заключения контракта, заказчик получит предписание об аннулировании закупки. Когда он исправит документацию, сможет объявить торги повторно.
- Нужно понимать главное: мы выдаем предписание об аннулировании закупки не потому, что жалоба поступила, а потому что мы нашли нарушение, - говорит Ирина Гагарина. - Жалоба - это лишь основание для проверки. И жалобщикам даже надо сказать спасибо за то, что благодаря им нарушение удалось пресечь на стадии подписания, а не исполнения контракта.
Кстати
Около 70 процентов обращений в Курганское УФАС поступает именно от профессиональных жалобщиков. Более половины жалоб частично обоснованны. По мнению Ирины Гагариной, от этой напасти можно избавиться только одним способом: готовить конкурсную документацию так, чтобы комар носа не подточил.