Так называемый пробный выезд сделали двухосный E420 Vitovt Elektro и еще более вместительный сдвоенный E433 Vitovt Elektro Max, рассчитанный на 153 пассажира. Обе машины производства минского предприятия "Белкоммунмаш", хорошо известного в десятках городов Союзного государства своими троллейбусами и трамваями. Первыми пассажирами стали специалисты "Минсктранса", которым предстоит эксплуатировать электробусы, а также журналисты. Возглавил команду "испытателей" вице-премьер белорусского Правительства Владимир Семашко.
Впечатления от поездки остались самые приятные. Комфортный, удобный салон. Машина идет по улицам так же тихо и резво, как троллейбус, однако не привязана к проводам и поэтому свободно маневрирует в плотном потоке городского транспорта.
Пассажиры, кто не захочет смотреть на городские пейзажи, могут подключиться со своими ноутбуками или телефонами к электророзеткам, которые есть у каждого сиденья. За безопасностью в салоне водитель следит с помощью камер видеонаблюдения.
Заводские специалисты пояснили: минский электробус способен пройти без подзарядки по городским улицам 12-15 километров, а пополнение запаса энергии займет всего 5-7 минут. За это время, положенное водителю для отдыха, он сможет выпить чашку чая, отметить путевой лист. Для зарядки на конечных станциях маршрута будет установлено относительно недорогое оборудование.
Первые желтые электробусы - цвет выбрали сами минчане в ходе интернет-голосования - появятся в Минске в марте-апреле.
А на "Белкоммунмаше" уже смотрят в будущее. В следующем году предполагается завершить разработку и выпустить первые гибридные автобусы - там обычный двигатель внутреннего сгорания работает в паре с электромотором и электрическим накопителем энергии. Это позволит резко сократить расход топлива, меньше будет и вредных выбросов в атмосферу, машина станет менее шумной. При этом запас хода у нее составит сотни километров. Что касается электробусов, то в стране со временем появится целая индустрия по их производству. В частности, предполагается наладить выпуск главного элемента - аккумулятора. Это позволит существенно снизить стоимость машины в целом, и она станет по цене конкурентоспособной с обычными автобусами и троллейбусами. Расширится экспортный потенциал страны. Поскольку уже сейчас степень локализации производства достаточно высока, белорусский инновационный транспорт сможет беспрепятственно продаваться в странах Евразийского экономического союза.