Рубен Татевосович, поясните, где на Ту-154 установлены "черные ящики"?
Рубен Есаян: Под пилотской кабиной установлен магнитный регистратор МСРП-64. Это "самописец", который снимает все параметры всех систем самолета. И стоит второй "самописец" - речевой, чисто магнитофон, который записывает все переговоры в кабине экипажа. В хвосте самолета точное их повторение. Если самолет вдруг носом ударился, в хвостовой части находятся аварийные.
Бортовой самописец обычно красного или оранжевого цвета, а форма шарообразная или цилиндрическая. Почему? Округлая форма лучше противостоит внешним воздействиям, неизбежным при падении самолета, а яркий цвет облегчает поиски.
Если "самописец" сильно поврежден или даже разрушен, можно ли восстановить запись?
Рубен Есаян: Должны. Полностью герметичный корпус бортового самописца делается из титана или высокопрочной стали, внутри находится мощный слой теплоизоляции и демпфирующих материалов. Защищенный бортовой носитель способен выдержать ударную нагрузку до 1000 g и воздействие температуры до 1100 градусов по Цельсию в течение 50 минут.
Вы же испытывали Ту-154?
Рубен Есаян: Да, я 25 лет был ведущим летчиком-испытателем.
Говорят, у Ту-154Б очень проблемная центровка. Ее нарушение насколько серьезно?
Рубен Есаян: Центровка - это серьезно. Потому что если она нарушена, летать нельзя. Любой самолет имеет ограничение по центровке. Но пока расшифровка "черных ящиков" не будет лежать на столе, пока я не увижу ее, ни о чем не буду говорить. Это касается любой из обсуждаемых сегодня в СМИ версий.
И разбалансировки закрылков тоже? Многие летчики говорят: да, это нештатная ситуация, но не катастрофическая. Все отрабатывается на тренажерах. Действительно так?
Рубен Есаян: Это все отрабатывается. Вообще все управление самолетом, включая управление закрылками, имеет дублера. Если отказала основная система, работает дублирующая. Если между закрылками появился какой-то разнобой по отклонению в градусах, система останавливает дальнейшее продвижение.
Самолет Ту-154 имеет тройную систему защиты всех агрегатов. Рычаг управления шасси сам по себе абсолютно не похож на рычаг управления закрылками. Сейчас много всего пишут и говорят. Но не надо ничего сочинять.
Какая катастрофа Ту-154 на вашей памяти была самая сложная с точки зрения установления причин?
Рубен Есаян: Мы делали целую программу, когда в 1995 году под Хабаровском упал Ту-154. Четыре полета я выполнил, имитируя этот случай. И мы нашли, в чем причина.
Вам же пришлось взлетать на Ту-154 и с заброшенного аэродрома Ижма, на который он сел как аварийный борт? Нашумевшая история.
Рубен Есаян: Перед тем, как вновь поднять тот самолет в воздух, мы провели расчеты. Все прикинули - от и до. Скорость и все прочее. Я говорю, для того, чтобы люди поняли: летчики не камикадзе. Тогда все наши расчеты полностью оправдались.
30 лет для самолета большой возраст?
Рубен Есаян: Ту-154, как и любой другой самолет, имеет календарный срок, сколько лет он может эксплуатироваться, а также срок по налету. У Ту-154 это 30 лет и 35 тысяч летных часов. А на разбившемся самолете и 7 тысяч часов не было. Он использовался от случая к случаю.
Сейчас все найденные обломки будут выкладывать на земле. Для чего это нужно?
Рубен Есаян: Это стандартная процедура при расследовании любой авиакатастрофы: всегда выкладывают контур самолета на земле, чтобы посмотреть, где разрушение, где, что и как произошло. Здесь будет все, кроме расшифровки.
Поисковая операция на месте крушения самолета ТУ-154 Минобороны РФ в Сочи