06.01.2017 10:43
Общество

Как правильно провести Рождественский сочельник

Текст:  Мария Городова
7 января, православные христиане начнут отмечать Рождество Христово, но и день накануне великого праздника в честь Рождения Христа для верующих тоже особенный. В быту 6 января чаще называют "Рождественский сочельник", ну а в Церкви торжественно - Навечерие Рождества Христова. Слово "навечерие" означает вечер накануне праздника, а бытовое название дня -  "сочельник" - произошло от названия блюда из вареной пшеницы (или риса) с медом - "сочива", которое в этот день для многих православных верующих становится единственной неприхотливой пищей.
Читать на сайте RG.RU
Что надо знать про праздник Рождества Христова

Почему единственной? Дело в том, что празднику Рождества Христова, также как Пасхе (в 2017 году Пасха 16 апреля) предшествуют сорокадневные посты. В случае с праздником Рождества Христова - это Рождественский пост (каждый год с 28 ноября по 6 января). В случае Пасхи - это Великий пост, длящийся также 40 дней, плюс Страстная Неделя (в 2017 году с 27 февраля по 15 апреля). Пасха с Великим постом еще далеко, а Рождество, вот оно, близко. Поэтому вернемся к Рождественскому сочельнику - последнему дню Рождественского поста. Последнему и самому строгому. Ведь это апофеоз подготовки верующих к встрече родившегося Христа. В народе существовала традиция: в Сочельник до первой звезды не есть. Логика тут простая: когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, на Востоке зажглась новая звезда - об этом рассказывается в Евангелии от Матфея. Вот верующие и старались не есть, поститься до того момента, как на небосклоне не взойдет первая звезда. "В Сочельник, под Рождество, - читаем у Ивана Шмелева, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар - из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто - будто дар Христу. Ну… будто, Он на сене, в яслях…" То есть пост был жертвой, приношением родившемуся Иисусу: сам не поем, а Богомладенцу эту пищу в ясли поставлю. Наш пост - это всегда приношение нашей любви Богу, а вовсе не диета, как можно было бы подумать. Причем, подчеркну, не есть до первой звезды было благочестивой традицией самого народа, церковный устав таких строгих предписаний не делал.

Православный календарь с Марией Городовой

Сегодня для тех, кто бы хотел правильно встретить праздник Рождества Христова, священники советуют такой алгоритм: утром в день Рождественского сочельника придти на богослужение в церковь, и во время Божественной литургии исповедоваться, чтобы потом иметь возможность причаститься - во время все той же утренней Литургии, или уже поздно ночью, во время Литургии, которая служится в сам праздник Рождества. Тут выбор за самим верующим, хотя большинство старается с утра в Рождественский сочельник поисповедоваться, а причаститься именно на сам праздник Рождества. Что же касается утреннего богослужения Рождественского сочельника, то там есть один важный и торжественный момент, когда по окончанию Божественной литургии на середину храма выносят большую свечу, символизирующую ту самую загоревшуюся после рождения Христа звезду. В Церкви перед этой свечой - звездой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь - это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно как раз отведать сочива.

Теперь вспомним, что верующие стремятся причаститься в сам праздник Рождества, на литургии в ночь с 6-го на 7-е января. По церковной традиции мы перестаем принимать пищу не менее чем за шесть часов до времени Причастия (принятая граница воздержания). То есть, если мы решили причаститься на Божественной литургии в Рождество, после 18:00 вечера мы уже ничего не едим. Вот и получается, что день Рождественского сочельника - день самого строгого поста. Но если мы участвуем в богослужениях, все это проходит легко и с радостным предвкушением наступающего праздника. И дело тут не только в праздничном Рождественском столе, а в той радости, которое испытывает наше сердце от одной мысли, что человек в этом мире не один. Что отныне, после Рождества Христова, Бог, такой могущественный и, казалось бы, такой далекий, родившись беспомощным Младенцем, вошел в наш мир. Разделив с человеком не только его телесность и психофизику (это называется боговоплощением), но и наши беды, нашу боль и скорбь. С наступающим праздником Рождества Христова!

Религия