Сообщается, что этот аппарат станет основой космического эшелона национальной системы предупреждения о ракетном нападении. С его помощью военные надеются в том числе значительно повысить оперативность и достоверность информации обо всех ракетных угрозах нашей стране.
Ранее министр обороны Сергей Шойгу объяснил, почему Россия нуждается в Единой космической системе: "В результате мы сможем обнаруживать пуски различных видов баллистических ракет, в том числе старты опытных образцов из акваторий Мирового океана и с территорий стран, проводящих испытания".
Известно, что в состав ЕКС войдут спутники нового поколения и модернизированные командные пункты, обеспечивающие управление орбитальной группировкой, прием и обработку специальной информации в автоматическом режиме. О технологических деталях их функционирования промышленники и военные по понятным причинам не распространяются. Однако известно, что современная наземная инфраструктура Единой космической системы уже проходит испытание. Параллельно идет отработка опытного спутника нового поколения.
По некоторым данным, он называется "Тундра". По мере поступления в строй других аппаратов нового поколения старые спутники будут снимать с управления. Так пойдет развитие орбитального эшелона Единой космической системы России.
Говорить, что ныне действующие средства предупреждения о ракетном нападении не выполняют свои функции, конечно, нельзя. Однако орбитальная группировка этой системы требует совершенствования. Речь идет не только о ее количественном увеличении, но и наращивании технических возможностей спутников. К примеру, сейчас они работают по прямому назначению лишь несколько часов в сутки. К тому же эти аппараты засекают пуски ракет, но не могут "снимать" их параметры во время полета по баллистической траектории.
Конечно, спутники подстраховывают с земли радиолокационные станции системы предупреждения о ракетном нападении. На решение этой задачи в первую очередь нацелены современные РЛС "Воронеж", работающие в метровом и дециметровом диапазонах. По своим тактико-техническим характеристикам они не уступают, а по многим характеристикам, в том числе точностным, превосходят все зарубежные аналоги.
Скажем, радиолокационная станция "Воронеж-ДМ" под Калининградом способна обнаруживать пуски баллистических ракет различных типов на дальности до 6 тысяч километров и одновременно отслеживать до 500 объектов. Зоной ее ответственности является весь северо-запад Европы и акватория Атлантического океана. А работа в дециметровом диапазоне гарантирует этому объекту повышенную в сравнении с другими станциями точность измерения параметров цели.
Очень важно, что радиолокационные станции "Воронеж" сконструировали по модульному принципу, что позволяет достаточно быстро наращивать и технические возможности по обнаружению и идентификации баллистических, космических и аэродинамических целей, в том числе крылатых ракет.
Однако возможности наземных РЛС не беспредельны, они ограничены зоной приема сигнала радарами. Новые космические аппараты должны эту проблему снять. Эксперты утверждают, что та же "Тундра" не только разглядит с орбиты пуск ракеты, но и с большой долей вероятности укажет маршрут ее полета к цели. Причем спутник будет сканировать траекторию движения не только баллистических боеприпасов, но и оперативно-тактических, тактических ракет, откуда бы они ни запускались. А также старты с подводных лодок.
В СМИ со ссылкой на экспертов была информация, что космический аппарат "Тундра" могут оснастить уникальной системой боевого управления. В случае необходимости она передаст на землю сигнал о нанесении ответного удара.