Введение такой законодательной новации ее авторы объясняют насущной необходимостью. Прежде всего это связано с тем, что в мире развелось огромное количество террористических и экстремистских организаций, и военное ведомство России просто вынуждено побеспокоиться о повышении мобильности своих войск.
Что имеется в виду? Для борьбы с террористическими группировками в какой-то момент командованию могут понадобиться сводные и нештатные подразделения, которые придется быстро формировать из опытных солдат-добровольцев или резервных армейских профи. Функция у таких подразделений одна - оперативно решить краткосрочные, но чрезвычайно важные для государства задачи. Оттого и службу там сделали относительно короткой: не более года. Или даже меньше, если поставленную задачу или задачи "временные" военные выполнят досрочно.
Понятно, что набирать борцов с теми же террористами среди "зеленых" новобранцев генералам никто не позволит. Поэтому новым законом предусмотрено, что на службу туда можно принимать на добровольной основе солдат-призывников, которым до дембеля остался всего месяц. Или находящихся в запасе и уже отслуживших свое резервистов-запасников.
Напомним, что до принятия этих поправок "партизаны" в звании офицера или прапорщика-мичмана устраивались на профессиональную военную службу как минимум на пять лет. Рядовые и сержанты - на три года. Теперь у тех и других появилась возможность занять место в контрактном строю на срок до двенадцати месяцев. Этим правом, в том числе, наделены члены экипажей военных кораблей и подлодок.
Вообще-то практика заключения "коротких" военных контрактов в нашей стране существовала и прежде. Но по закону ее можно было использовать только в строго оговоренных в законе обстоятельствах. В частности, при ликвидации последствий стихийных бедствий, для восстановления конституционного порядка, поддержания мира и безопасности. Теперь эту кадрово-служебную схему расширили. Главным образом - по "антитеррористическим" мотивам.
Если, скажем, для переброски грузов и продовольствия для наших летчиков, воюющих с террористами в Сирии, потребуются не только морские транспорты, но и подготовленные к таким походам моряки-контрактники, набрать их минобороны сможет абсолютно законно.
Между прочим, существует любопытная статистика. Согласно ей, каждый пятый кандидат в военнослужащие-контрактники предпочел бы тащить лямку армейского профи меньше времени, чем это предусмотрено действующим законодательством. А еще - участвовать в этом качестве в конкретных операциях на территории России и за ее пределами.
Иными словами, мотивы авторов военно-кадровой новации в данном случае совпали с пожеланиями многих кандидатов в "ускоренные" контрактники.