13.01.2017 12:55
Экономика

Депутаты приняли поправки об онлайн-кинотеатрах и поспорили о YouTube

Депутаты поспорили об иностранных видеосервисах в РФ
Текст:  Татьяна Замахина
Российская газета - Федеральный выпуск: №7 (7173)
Госдума приняла в первом чтении законопроект о регулировании правового статуса аудиовизуальных сервисов - так называемые "поправки об онлайн-кинотеатрах". После их принятия ряду крупных сервисов придется уступить львиные доли в своих компаниях российским партнерам, чтобы продолжить работу в РФ. Авторы поправок заверили, что опасения об уходе YouTube из России в связи с этим не оправдаются. Однако всех коллег им убедить не удалось.
Читать на сайте RG.RU
В России навсегда заблокирован крупный сайт с фильмами

Согласно тексту поправок, под их действие попадают сервисы, которые зарабатывают за счет показа рекламы или предоставляют видеоконтент отечественному потребителю по подписке за плату.

Авторы законопроекта, депутаты Андрей Луговой (ЛДПР) и Шамсаил Саралиев ("Единая Россия"), предложили ограничить иностранное участие в таких сервисах. Размер иностранного капитала не должен превышать 20%. Это касается только крупных онлайн-кинотеатров и подобных им сервисов, доступ к которым ежедневно в течение месяца составляет более 100 тыс. пользователей из России, либо более 20 тыс. из одного конкретного региона.

Размер иностранного капитала не должен превышать 20%

"Через аудиовизуальные сервисы можно влиять на умы наших граждан, - заявил Луговой, представляя поправки. - Главная задача - навести порядок в отрасли, понять, кто вещает, и зарегистрировать". По его словам, оборот аудиовизуальных сервисов во всей России составляет 8 млрд рублей. Он заверил, что их услуги в результате принятия поправок не подорожают, если речь идет о подписке за плату.

Некоторые депутаты высказали опасения, не придется ли уйти из России YouTube, который принадлежит американской Google. Ранее о таком риске предупреждали ряд членов Медиакоммуникационного союза. Ведь на YouTube размещается как профессиональный, так и пользовательский контент, а методики по отделению одного от другого нет.

"Это такая своеобразная серия информационных вбросов о том, что Госдума может выгнать YouTube из России. Конечно, YouTube пользуются миллионы наших граждан, - прокомментировал соавтор поправок Саралиев. - Но что такое YouTube? Это в первую очередь пользовательский контент. Это то, что вы сейчас сняли, записали и выложили в Сеть. И в законе четко прописано, что законопроект не касается пользовательского контента, то есть YouTube не подпадает".

Историческая драма "Викинг" поставила новый рекорд для российского кино

Однако коммунист Алексей Куринный все же обратил внимание на то, что формулировка не четкая: записано, что инициатива не коснется сервисов с "преимущественно пользовательским" контентом. Однако раскрытие понятия "преимущественно" будет отдано правительству РФ. Так что пока непонятно, под угрозой ли YouTube и подобные сервисы.

Отметим, что в минкомсвязи тоже уверяют, что к YouTube поправки не относятся. Что касается iTunes, Google Play, то эти сервисы как раз попадают под закон, не отрицают в министерстве. Так что такого рода сервисам в обязательном порядке придется уступить 80% российскому партнеру для продолжения работы в РФ.

В правительстве и профильном комитете ГД по информполитике будут настаивать на доработке поправок ко второму чтению. В первую очередь необходимо четче прописать положение об ограничении доли иностранного участия.

100 тысяч пользователей из России должны ежедневно в течение месяца посещать онлайн-кинотеатры и подобные им сервисы для того чтобы те подпали под действие нового закона

Между тем в законопроекте есть и другие важные новеллы, кроме ограничения для иностранцев. Будет создан реестр сервисов. Участники списка получат ряд других ограничений, которые не были прописаны ранее. Это запрет на использование сервиса для совершения уголовно наказуемых деяний, а также табу на разглашение гостайны, призывам к терроризму, показа порнографии и т.п. Придется и соблюдать "право на забвение" - удалять недостоверную и порочащую информацию по требованию пользователей. Аудиовизуальным сервисам, кроме того, придется маркировать контент в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Максимальный штраф за несоблюдение установленных требований предусмотрен в размере 500 тыс. рублей.

Связь Работа власти YouTube Госдума