16.01.2017 21:15
Общество

Какие учебники истории отстали на 100 лет

Какие учебники истории отстали на 100 лет
Текст:  Ирина Ивойлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №8 (7174)
В этом году школьники впервые будут писать Всероссийские проверочные работы по истории. Хорошо ли они знают этот предмет? За что король Ричард получил прозвище "Львиное сердце"? Любил ли Иван Третий свою жену? Чем учителям не понравился Александр Македонский? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает заведующая кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО, автор школьных и вузовских учебников по истории профессор Виктория Уколова.
Читать на сайте RG.RU

Виктория Ивановна, министр Ольга Васильева пообещала, что учебники снова будут проходить не только экспертизу, но и апробацию, которая была раньше. Для чего она нужна?

Виктория Уколова: Апробация дает возможность понять, насколько учебник соответствует возрасту детей, достаточно ли понятно изложено содержание, какие перспективы интерактивного общения в процессе обучения открывает учебник, дает ли этот учебник возможность учителю использовать собственные авторские приемы. Важно, чтобы она проводилась в разных регионах страны и в разных типах школ.

Мнения учителей по поводу обязательного ЕГЭ по истории разделились

Бывало ли, что учебник после апробации заворачивали назад?

Виктория Уколова: Не помню такого. Апробацию раньше проходили не только учебники, но и в том числе иллюстративные, пояснительные. Как-то издательство отправило на апробацию в школы малых городов и сел компьютерную версию дополнительных материалов по истории древнего мира. В ней была представлена древняя камея с изображением юного Александра Македонского. Но некоторым учителям камея не понравилась. Один из них написал, что его ученики приняли эту камею за изображение красавицы, а это может помешать пониманию величия Александра Македонского. Но таких курьезов немного. Как правило, давались дельные советы.

Вы автор учебника для 6-го класса по Средним векам. Некоторые темы детям даются с трудом: они путают короля Ричарда Львиное Сердце с Генрихом II, не понимают, почему крестоносцы пошли в Византию. Почему? Ведь эксперты считают, что Средние века - как сказки?

Виктория Уколова: Кроме сказочного восприятия история требует понимания. А многие дети понимать не умеют. Научить их понимать, делать выводы, анализируя изучаемый исторический материал, - задача учителя. Профессионально сделанные компьютерные исторические игры могут быть подспорьем в изучении истории. Может быть, стоит подумать о создании обучающих игровых комплексов. Современным детям трудно воспринимать пространный текст. Как автор двух учебников, могу сказать, что очень нелегко сделать компактное изложение материала. Выручает насыщенный иллюстративный ряд, компьютерное сопровождение. Оно позволяет "погулять" по древним Помпеям или "принять участие" в рыцарском турнире. Очень важно синхронизировать всеобщую историю с историей России. В одной из линий учебников под редакцией академика Торкунова авторы попытались это сделать. В них есть сквозная идея единства исторического развития народов России.

Кстати, в моем учебнике Ричард Львиное Сердце четко следует за Генрихом II. Учитель легко бы мог пояснить, что Ричард - сын Генриха. А прозвище Львиное Сердце Ричард получил не за благородство, а за свою бессмысленную жестокость. Направляясь в третий крестовый поход он задержался в Мессине, где на рынке учинил кровавую резню, в которой погибло множество народа. Потрясенные жители Мессины сравнили ярость Ричарда с кровожадностью льва.

70 процентов учителей истории признались, что им нужно дополнительное образование по своему предмету. А как вы оцениваете знания выпускников исторических факультетов?

Исследователи выяснили, какой предмет школьники знают хуже всего

Виктория Уколова: Подготовка учителей в педвузах отстает от современных требований. Некоторые учебники для вузов "затерялись во времени". Приведу пример. Во второй половине ХХ века и в первые десятилетия ХХI века произошло много открытий в изучении происхождения человека, истории первобытности. Вспомним хотя бы открытие "денисовского человека" на Алтае, сделанное отечественными учеными. Изменились представления о характере эволюции человека и общества, вышли из употребления понятия, сформировавшиеся еще в девятнадцатом веке, появились новые научные гипотезы. А в большинстве вузовских и школьных учебниках эволюция и история первобытности освещаются так же, как сто лет назад.

В учебниках, по которым учили мое поколение, говорилось, что на Руси 300 лет было татаро-монгольское иго. А теперь ученикам говорят, что его не было. Так было или нет?

Виктория Уколова: Монголо-татарское воинство вторглось в русские княжества в 1237 году. Это положило начало ордынскому владычеству на Руси. Завершение его связано со стоянием на реке Угре в 1480 году. Получается 243 года. Так что 300 лет это "художественный образ". В 1240-е годы сложилась система зависимости русских княжеств от монголо-татар. Но не было постоянного присутствия монголо-татар в русских землях, ими здесь не притеснялась православная вера, не насаждался чужой язык. Основными формами давления были набеги, приводившие к тяжелым человеческим потерям, сборы налогов, легитимизация власти русских князей через ордынский ярлык.

У школьников не укладывается в сознании, что Иван Третий был современником Колумба и Леонардо да Винчи

С какими знаниями истории приходят в МГИМО абитуриенты?

Виктория Уколова: По русской истории знания неплохие, а всеобщую историю почти не знают. Это следствие того, что в школе все внимание концентрируется на подготовке к ЕГЭ. На всеобщую историю не остается времени. Да и сами учителя иногда имеют более слабую подготовку по всеобщей истории. Недостаточные знания по всеобщей истории даже у участников олимпиад. Ребята не в состоянии сопоставить события, факты российской истории с реалиями истории всеобщей. У школьников не укладывается в сознании, что Иван Третий был современником Колумба, Леонардо да Винчи, Селима Грозного. Практически отсутствуют знания по истории стран Востока. Заученные даты существуют как бы отдельно от понимания событий и процессов, особенно это проявляется при попытке определить место и роль России во всемирно-историческом процессе.

Эксперты предлагают синхронизировать программы литературы и истории, чтобы школьники лучше понимали нашу классику. Как вам это?

Алексей Варламов: Литература должна быть обязательной для сдачи в школе

Виктория Уколова: Выскажу свое личное мнение: это едва ли возможно. Иначе получится, что в 6-м классе надо изучать "Слово о полку Игореве". Но это произведение даже человеку с университетским образованием трудно понять. Вопрос о синхронизации преподавания этих предметов нуждается в серьезном обсуждении.

Сериал "София" об Иване Третьем, фильм "Викинг" соответствуют историческим фактам?

Виктория Уколова: Фильм - художественное произведение и не обязательно должен точно соответствовать фактам. В сериале "София" не получилось художественного воплощения самого главного - рождения обновленного российского государства. Государственному самоопределению Московского государства, его становлению как европейской державы способствовал и брак Великого князя Московского с византийской принцессой Софией Палеолог. Как отметил английский историк Норман Дэвис, в конце ХV века свершились два великих события в мировой истории: открытие Америки Колумбом и открытие России европейскому миру Иваном Третьим. В сериале же показана небезынтересная любовная история "сильных мира сего" на фоне обобщенного исторического быта. Искажена религиозная ситуация, демонизирована жена сына Ивана Третьего Елена Волошанка. В фильме "Викинг" очень ярко показаны сражения, но исторические события несколько "перетасованы". Для чего надо было интерпретировать историю преобладающе в норманнском ключе? Известно, что к тому времени киевские князья и их дружина уже немало "ославянились". Вспомним хотя бы легенду о выборе веры князем Владимиром. Доводы князя имеют "славянский подтекст".

Совет "РГ"

Что почитать тем, кто интересуется историей:

История России. Учебное пособие в трех частях. Изд-во МГИМО-Университет. (Любое издание.)

Немировский А.И. История Древнего мира. М. 2006.

Уколова В.И. Время и современники. Древность и средневековье. М.: Просвещение. 2014.

Дэвис Н. История Европы. М.: АСТ. 2005.

Черникова Т.В. Европеизация России во второй половине XV - XVII вв. М. 2012.v

Образование История МГИМО