Открытие сделали сотрудники лаборатории рекомбинационного и сегрегационного анализа Института цитологии и генетики института во главе с доктором биологических наук Татьяной Аксенович.
Для математической обработки генетических материалов были взяты данные, полученные из голландского центра "Эразмус" в Роттердаме, где занимаются изучением депрессии - одного из самых распространенных психических расстройств нашего времени.
"С точки зрения генетики, депрессия уникальная болезнь, - отметила Татьяна Аксенович. - Вклад генотипа в развитие депрессии примерно такой же, как и у шизофрении, но для шизофрении уже установлены десятки генов, которые контролируют возникновение и развитие этого заболевания. Для депрессии до сих пор не было надежно установлено ни одного гена".
По словам доктора Аксенович, сложность обнаружения генетических предпосылок депрессии была связана прежде всего с тем, что эта болезнь имеет очень много проявлений, характеризуется сложной генетической архитектурой, включающей большое число генов, обладающих малыми эффектами. Известно, что чем меньше эффект гена, тем больший размер статистической выборки требуется для его идентификации.
Поэтому раньше считалось, что для выявления ответственных за депрессию генов требуется обследовать свыше 50 тысяч человек.
Новосибирским ученым удалось надежно установить "ген депрессии", проанализировав всего около двух тысяч человек. Это стало возможным, как раз, благодаря уникальным методам математической генетики, разработанным российскими специалистами.
"Мы не стали рассматривать каждый генетический вариант отдельно, как это обычно делается в такого рода исследованиях. Вместо этого мы брали ген целиком и исследовали генотипы всех вариантов одновременно. Более того, мы рассматривали только те генетические варианты, которые меняют структуру соответствующего белка. Еще одной нашей "фишкой" стало то, что мы изучали не диагноз - есть депрессия или нет, - а сосредоточились на так называемых депрессивных симптомах", - добавила Татьяна Аксенович.