По словам сибиряков - авторов проекта - они сразу нашли с белорусами общий язык. Сама стройка шла строго по графику, а на реализацию проекта потребовалось менее трех лет.
- Диалог с местной властью у нас полностью сложился. Там все понимают, что мы инвестируем деньги в предприятие высокотехнологичной отрасли, реализуем политику импортозамещения, в результате чего в Республике Беларусь появится собственный стратегический продукт, который существенно усилит конкурентоспособность на зарубежных рынках местного производителя - "Белшины", - сообщил "СОЮЗу" председатель совета директоров "Омсктехуглерод" Валерий Каплунат.
Инвестиции в новое предприятие - "Омск - Карбон - Могилев" - составляют четыре миллиарда рублей. В планах компании - за два года войти в пятерку лидеров мирового рынка по производству технического углерода (сейчас она занимает восьмое место). Уже в этом году на белорусской земле поставят на поток выпуск семи марок востребованного продукта. Новый завод предоставит местным жителям 450 рабочих мест.
Омичи намерены развивать с Беларусью и другие проекты, которые полгода назад стороны обсудили на третьем заседании Совместной комиссии по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству. Речь шла о трехлетнем плане совместной деятельности в сфере экономики, науки и техники, а также культуры.
В частности, белорусские машиностроители нацелены создавать в Омской области совместные предприятия. Проекты будут осваивать не с чистого листа. На территории сибирского региона уже собирают белорусские комбайны "Лида", "Полесье". В настоящее время на омских полях работают 830 тракторов, 135 комбайнов, 425 единиц прицепов и другой техники с "белорусским характером". А благодаря сотрудничеству с гомельцами всего за три года в Омской области построено более тридцати современных молочных комплексов, что позволило увеличить объемы производства продукции животноводства на 23 процента. На очереди и другие проекты.
- Не так давно, например, с использованием деталей известного "Белкоммунмаша" впервые был создан омский трамвай, - сообщил "СОЮЗу" министр промышленности Республики Беларусь Виталий Вовк. - Подобные направления мы также хотим развивать в перспективе и уже обсудили с омичами планы совместной деятельности в сфере экологического транспорта, а также коммунальной техники.
Стоит сказать, что омский транспортный и коммунальный автопарки в настоящее время пребывают в крайне плачевном состоянии, поэтому для региона это проблема номер один. Сотрудничество же с Беларусью омичам весьма выгодно, поскольку дает реальную возможность существенно экономить на расходах и при этом получать надежные современные машины.
Сейчас сибиряки намереваются создать совместное производство доильного оборудования на базе Омского экспериментального завода. Возить его через всю страну накладно, а местная прописка сведет транспортные расходы на нет. Еще один перспективный проект - выпуск оборудования для приготовления кормов на базе местного механического завода.
- Нам важно создавать недорогую, но конкурентную технику мирового уровня. А в партнерстве с Беларусью такая задача по плечу, - считает губернатор Виктор Назаров.
Стороны уже подписали договор о поставках в сибирский регион спецтехники, необходимой для ремонта и уборки дорог. Будут также продолжены проекты по созданию совместных предприятий по производству белорусской мебели и текстиля на территории Омской области. В свою очередь Минску интересны необходимые для оснащения Вооруженных сил омские системы спецсвязи, которые уже себя неплохо зарекомендовали в ходе совместных стратегических учений.