Причину роста цен на бирже аналитики видят в том, что участники рынка начали массово скупать объемы топлива, ожидая январского снижения экспортной пошлины. Эта тенденция продолжилась и после праздников. Среди других причин называются и ремонты нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). При этом официальная статистика пока успокаивает - по оценке Росстата за неделю с 10 по 16 января 2017 года цены на бензин и дизельное топливо поднялись только на 0,2 процента.
Серьезного роста цен на бензин в 2017 году не будет, уверены эксперты. В этом году не должно быть проблем с производством топлива, нет и предпосылок для его дефицита, уверен президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
"Проблема с объемами производства ушла на второй план после введения новых установок каталитического крекинга на НПЗ", - объясняет он.
Однако камнем преткновения для рынка останутся вопросы с качеством топлива. Хотя, подчеркивает эксперт, "в бензинах" их уже нет, остались хвосты, максимум на периферии. Но по дизелю проблема остается".
Росстандарт, подводя итоги уходящего года, действительно отметил, что топливо стало качественнее. С 2012 по 2015 год 20 процентов проверок обнаруживали нарушения показателей бензина, которые оказывали негативное влияние на работу двигателя. То есть каждая пятая АЗС продавала плохое топливо. А в 2016 году только шестнадцать процентов заправок нарушали закон. Специалисты уверены, что в 2017 году эти показатели улучшатся.
Второй проблемный момент на топливном рынке касается акцизов и суррогатного топлива.
"Несмотря на то, что еще в 2015 году ввели акцизы на так называемые средние дистилляты (в их число, например, входят печное и судовое топливо. - Прим. "РГ"), это не сработало. Потому что недобросовестные производители научились обходить нормативы. Все попытки уточнить в характеристики топлив не удались. И, учитывая тот факт, что в 2017 году акциз на дизель повышается, такие дистилляты станет использовать еще выгоднее", - предполагает Аркуша. И напоминает: в прошлом году минэнерго говорило о 10 миллионах тонн суррогатного топлива, которое продается под видом дизеля. В 2016 году "его еще больше, цифр пока нет, в 2017 году мы тоже ожидаем роста".
Напомним, с 1 января акцизные ставки на бензин низких экологических классов останутся без изменений - 13 100 рублей за тонну. Такая ставка будет действовать до конца 2019 года. На бензин 5-го экологического класса акциз начнет расти только через год. В 2017 году он составит, как и сегодня, 10 130 рублей за тонну. Акцизы на дизельное топливо в ближайшие 3 года вырастут почти на 40 процентов от сегодняшнего уровня. Ставка на 2017 год - 6800 рублей за тонну, на 2018-й - 7072 рубля и на 2019 год - 7355 рублей за тонну.
Что же до цен, то они, уверен Евгений Аркуша, будут расти не выше уровня инфляции, которая прогнозируется в размере 4-5 процентов.
"Это - в рознице. Оптовые цены будут расти более быстрыми и резкими темпами. Бывают моменты, когда оптовые сравниваются с розничными. В результате у АЗС сегодня практически нет доходности, например, по зимнему дизелю. И это представляет опасность для розничных трейдеров - будет сокращаться конкурентность и многие мелкие АЗС, предполагаю, могут закрыться. Хотя, подчеркну, некоторые научились работать в этих условиях, диверсифицируя бизнес и предлагая сопутствующие услуги", - считает эксперт.