19.01.2017 04:23
Авто

Установка ГЛОНАСС вызвала недовольство автолюбителей в ДФО

В новом пункте техрегламента автодилеры усмотрели запретительные меры по ввозу иномарок
Текст:  Ольга Журман
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №10 (7176)
С 1 января 2017 года в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" все выпускаемые в обращение автомобили должны быть оснащены устройством вызова экстренных оперативных служб (ЭРА-ГЛОНАСС).
Читать на сайте RG.RU

Это требование вызвало массу вопросов. Они есть у автодилеров, занимающихся ввозом на Дальний Восток подержанных авто: например, касается ли это ввозимых из-за границы авто или только "выпускаемых" на территории Таможенного союза, как написано в документе. У таможни, которая не может выдать паспорт транспортного средства (ПТС) без установленного в импортной машине устройства вызова экстренных служб. У владельцев авто, которые их ввезли в РФ после 1 января, но пользоваться не могут - ПТС же нет, к тому же пресловутое устройство сейчас просто негде взять.

Недосеков: Установка ГЛОНАСС незначительно удорожит стоимость авто

- Одно слово в техрегламенте сразу же вызвало вопросы и сомнения. Было бы указано, что системой ЭРА-ГЛОНАСС должны быть оснащены все эксплуатируемые на территории России авто, и все стало бы ясно. Так написано: "вводимые в обращение автомобили". Многие поняли, что речь идет только о новых машинах, собранных на заводах на территории Таможенного союза, - объяснял мне тонкости русского языка Алексей Ковбыш, продавец машин на авторынке "Зеленый угол".

Есть еще филологические споры вокруг термина "вводимые в эксплуатацию". Ведь подержанные автомобили уже введены в эксплуатацию в Японии. Спорят также о целесообразности устройства. Оно призвано в случае ДТП самостоятельно подать сигнал SOS в службу "112" и передать координаты места происшествия. "Это на Дальнем Востоке-то? Где даже на трассе Владивосток - Хасан не везде доступна сотовая связь!" - удивляются новому правилу скептики.

Дальневосточные таможенники следуют разъяснению федеральной таможенной службы о том, что "ввозимые автомобили должны быть оснащены устройством вызова экстренных служб (ЭРА-ГЛОНАСС)". Это несколько странно, ведь ГЛОНАСС - российская спутниковая система навигации. Как требовать еще на границе ее наличие на импортных авто?..

- Ввоз автомобилей никто не запрещает, и таможня выпускает такой товар со склада, но ПТС на автомобили без ЭРА-ГЛОНАСС не выдаются. Иными словами, ввезти машину можно, но эксплуатировать нельзя, - разъяснила принцип работы таможни по новому требованию техрегламента глава пресс-службы ДВТУ Полина Стецуренко.

Паспорта транспортного средства на импортные автомобили, не оборудованные системой ЭРА-ГЛОНАСС, таможня не выдает. То есть ввезти машину можно, но эксплуатировать нельзя

Более того, даже доехать от склада таможни до гаража без ПТС нельзя. Если по уму - надо вызывать эвакуатор.

Во Владивостоке нет сертифицированных центров по установке "кнопки" вызова экстренных служб. Как следует из информации автодилерского сообщества Приморья, устройство "Гранит 6.18", через которое работает ЭРА-ГЛОНАСС, в принципе нельзя купить: оно устанавливается заводом-изготовителем автомобиля, поскольку связано с электронной системой авто. По крайней мере, так с 1 января должны обстоять дела с машинами, выпускаемыми на территории Таможенного союза.

А вот если надо поставить устройство в иномарку, что актуально для ДФО, то сначала следует отправить все данные автомобиля производителю "Гранита", он настроит аппарат под характеристики конкретного авто и может выслать его в регион какой-нибудь фирме, способной его установить. Если такая найдется, конечно.

Тем временем в среде приморских автовладельцев распространяются и находит поддержку петиция, предлагающая отменить обязательную установку ЭРА-ГЛОНАСС на транспортное средство.

РГ + Россия 24: Мусоровозы подключат к системе ГЛОНАСС

Основные аргументы: SOS-кнопка повысит стоимость машин, а сама система является заградительной мерой, снижающей конкуренцию.

- Полагаем, что этим пунктом техрегламента пытаются компенсировать выпадающие доходы бюджета. Ведь в 2017 году по требованиям ВТО Россия должна в очередной раз снизить таможенные пошлины на ввозимые авто. А устройство вызова экстренных оперативных служб с сертификатом будет стоить 30-40 тысяч рублей. Мы в Интернете легко вычислили фирму, которая довела систему ЭРА-ГЛОНАСС от идеи до закона, - говорит Алексей Ковбыш.

Словом, автообщественность опять напряглась, усмотрев в обязательных требованиях иметь в авто устройство вызова экстренных служб очередную завуалированную попытку запрета на ввоз в РФ автомобилей с правым рулем.

Кстати, несмотря на снижение количества ввозимых на территорию России иностранных автомобилей через таможни ДФО, сборы по этой статье увеличились с 7,9 до 8,9 миллиарда рублей (по данным за 9 месяцев 2016 года), что объясняется колебанием курса рубля и частым ввозом более дорогих моделей авто.

Комментарий

Виктория Алешина, пресс-секретарь Хабаровской таможни:

- Несмотря на нестабильную ситуацию, сложившуюся при применении нововведения, таможенные органы работают в соответствии с требованиями Технического регламента, изменения в который Евразийской экономической комиссией пока не вводились.

Между тем

Житель Уссурийска Евгений Приходько инициировал петицию, в которой обращается к властям с просьбой разрешить дальневосточникам покупать раз в пять лет автомобиль для себя без права продажи, но и без уплаты таможенных пошлин. Петицию подписали почти 30 тысяч человек. Несмотря на ее наивность, депутаты краевого парламента нашли в ней рациональное зерно.

- Стимулирующие меры для сохранения населения на территории Дальнего Востока и привлечения новых жителей необходимы в любом случае. Одной из них может служить и предложение об отмене пошлин. Целесообразным было бы предоставлять льготу не всем, кто приехал на Дальний Восток, а тем, кто достаточное время тут живет. На мой взгляд, оптимальный срок - не меньше десяти лет, - считает депутат Законодательного собрания Приморского края Дмитрий Новиков.

Легковые авто Транспортное право ДФО Дальний Восток