19.01.2017 14:31
Экономика

Почему к сибирским строителям предъявляют множество претензий

Почему к строителям предъявляют множество претензий
Текст:  Сергей Зюзин (Барнаул)
Российская газета - Экономика Сибири: №10 (7176)
В конце декабря прошлого года в Барнауле случился инцидент, в котором наглядно отразились многие проблемы строительной отрасли края. В ТРЦ "Галактика", открывшейся всего месяц назад, обрушилась кровля, отягощенная толстым слоем снега - не выдержали потолочные конструкции в отделе автомобильных товаров. Покупателей в тот момент было немного, и обошлось без жертв. Эксплуатацию здания на время приостановили.
Читать на сайте RG.RU

Забыли про снег

Региональные власти создали рабочую группу для проверки зданий торгово-развлекательных центров в Барнауле, а комиссия Государственной экспертизы Алтайского края, проверив "Галактику", выявила нарушения, допущенные при проектировании. Эксперты отметили, что обрушение конструкций могло произойти из-за минимального запаса их несущей способности, не предусматривающей дополнительных нагрузок во время эксплуатации здания. Проще говоря, проектировщики забыли о том, что в Сибири зимой может выпасть много снега. Также было установлено, что рекламная конструкция с названием магазина для кровли здания была слишком тяжелой.

На Алтае частный бизнес взялся за строительство спортивных объектов

Госинспекция направила материалы в СРО проектировщиков для проверки обоснованности решений по строительству первой очереди ТРЦ "Галактика". Ушли материалы и в Росаккредитацию - там должны разобраться с негосударственной экспертной организацией, выдавшей положительные заключения в отношении проекта. Минстройтранс Алтайского края теперь рассматривает возможность введения обязательной госэкспертизы проектной документации для объектов социального, жилого, коммунально-бытового назначения и торговли.

Появление в крыше "Галактике" большой дыры вызвало бурное обсуждение в электронных СМИ и соцсетях. Основной рефрен комментариев - строители разучились строить, а проектировщики - проектировать. Утверждение, конечно, чересчур резкое, преувеличенное, но в чем-то критики правы. О том, что работа проектировщиков зачастую далека от идеала, а строителей надо постоянно контролировать, чуть ли не стоять у них над душой при выполнении простейших технологических операций собкорам "РГ" на Алтае приходилось слышать не раз.

"Классика жанра" - эпопея со строительством здания Молодежного театра Алтая, у которого в первую же зиму протекла крыша до первого этажа. А самый свежий пример можно найти в выпуске "Экономики Сибири" от 29.12.2016: один из инвесторов строительства в Барнауле крытого футбольного спорткомплекса "Темп" Константин Болотов рассказал, что основная сложность заключалась в разработке металлокаркаса спорткомплекса. Сначала проектированием занимались барнаульские специалисты, но спустя несколько месяцев инвесторы поняли, что нужно искать другую проектную организацию и нашли ее в Новосибирске. "Темп" возвели за год - могли бы и быстрее, но возникли вопросы к строителям, которых приходилось жестко контролировать на каждом шагу.

Узкие места

В строительной сфере региона действительно накопилось немало проблем. Эксперты, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "РГ", выделяют ряд узких мест.

Во-первых, сегодняшние рыночные условия ставят строителей в такие рамки, что вопросы качества зачастую задвигаются на самый дальний план. Взять хотя бы практику проведения конкурсов на строительство. Если в Барнауле на возведение школы выделяют 300 миллионов, а на детский сад - 150, а в соседнем регионе соответственно 800 и 300 миллионов, то возможностей построить достойные объекты у соседей будет объективно больше. Кроме того, уважающие себя строительные организации более чем на десять процентов снижать заявленную на торгах стоимость объекта не будут. Когда конкурсы выигрывают фирмы, демпингующие на пятнадцать-двадцать и более процентов, то сразу становится понятно, какого качества стройматериалов нужно ожидать и что за "профессионалы" будут выполнять строительно-монтажные работы. А скупой, как известно, платит дважды.

Новостройки со строительными дефектами выявлены в 67 регионах

Еще больше усугубляют ситуацию сроки сдачи объекта в эксплуатацию. Невозможно сдать школу или детсад за полгода при норме в восемнадцать месяцев. Поэтому когда строителей хвалят ("молодцы, уложились в полгода"), невольно возникает вопрос: "Может, уже сейчас начать ремонт?". Поспешишь к очередному юбилею или важному событию - людей насмешишь. Так было, к примеру, несколько лет назад со стадионом "Лабиринт" в Барнауле, когда искусственный футбольный газон пошел волнами в первый же месяц после сдачи в эксплуатацию. Есть жесткие технологические требования - к примеру, к укладке бетона или плитки, - нарушение которых неизбежно выйдет боком. Есть, наконец, здравый смысл, основанный на богатом строительном опыте.

Конкуренция заставляет застройщиков по максимуму снижать себестоимость работ. Потребители получают красивую обертку с начинкой сомнительного качества. Навесные фасады, которыми увлеклись многие фирмы, вызывает серьезный скепсис у профессионалов, особенно в Сибири. Сохранит ли утеплитель под такими фасадами свои качества до конца гарантийного срока - большой вопрос, особенно, когда его укладывают в режиме спешки и тотальной экономии.

Включить рычаги

Второе узкое место - отсутствие принципиального контроля со стороны соответствующих структур. Конечно, на алтайском рынке есть строительные компании, заботящиеся о качестве жилья и, соответственно, о собственной репутации. Но их не так много, как хотелось бы, к тому же рядом действуют фирмы, способные допустить и пропустить халтуру, но их "ценовая политика" более привлекательна для потребителя.

Третья проблема - часто меняющееся законодательство. Если в Градостроительный кодекс РФ за год вносят свыше тридцати серьезных изменений, то о каком строгом соблюдении правил можно говорить? Наглядный результат - центр Барнаула. Нынешняя практика проста. Строительная компания покупает у частника участок земли, ставит на него многоквартирный дом, не задумываясь о том, что будет дальше. К примеру, на улице вырастают высотные "архитектурные шедевры", а ее ширина остается прежней, хотя уже сегодня автомобилисты там стоит в пробках в обе стороны. Или на пятнадцати сотках земли строят дом на 150 квартир, из которых 130 - однокомнатные. Для жильцов планируют аж 44 парковочных места. И так - по всему центру Барнаула, где вырастают высотки, усугубляя инфраструктурные проблемы. То, что завтра настанет транспортный коллапс, волнует, похоже, только горожан, но не застройщиков и не власть.

Между тем эксперты уверены, что у власти есть законные рычаги, чтобы повлиять на ситуацию - была бы политическая воля. Этими рычагами могут стать городские штабы по строительству, заседания градостроительного совета, городская экспертиза объектов.

В Костроме из-под новостройки потекла река

Четвертая проблема связана с кадрами. Отрасль наводнили непрофессионалы: по подсчетам экспертов, около семидесяти процентов руководителей строительных компаний не имеют соответствующего профессионального образования. Абсолютное большинство таких компаний - фирмы со сроком жизни в пару лет, созданные для перекачки средств и ухода от налогов. К сожалению, и среди чиновников, ведающих в крае и городе вопросами строительства, настоящих, всеми уважаемых профессионалов совсем немного.

Пятое. Как это ни грустно, но полноценного диалога между властью и строительным сообществом нет. Строители сегодня предоставлены сами себе. Власти не хотят вникать в их проблемы, в то же время уподобляя строитетелй "жирным котам". Но это, мягко говоря, некорректно: нельзя сравнивать доходы строителей Москвы и Барнаула. Себестоимость "квадрата" жилья в федеральной и краевой столицах схожая, но рыночные цены сильно отличаются. У алтайских строителей нет сверхдоходов, и многие из крупных и авторитетных фирм вроде "Стройгаза" в нынешних условиях либо разоряются, либо находятся на грани банкротства.

О том, что между строителями и властями нет должного взаимодействия, показывает практика аукционов по продаже земли на окраинах Барнаула. На этих участках, как правило, нет необходимой инфраструктуры. Строители спрашивают: почему бы властям ее не создать? Да, придется потратиться, но вложенные деньги обязательно вернутся в бюджет, а строители будут понимать, что они не кота в мешке покупают. Сейчас картина другая - инвестор приобретает земельный участок, строит объект, и только потом ему приходится, зачастую со скандалом, добиваться подводки дорог и инженерных сетей.

Между тем

На днях активисты Общероссийского народного фронта направили обращение прокурору Алтайского края Якову Хорошеву, в котором говорится о ситуации с детским садом "Радуга" в селе Березовка Первомайского района. Дошкольное учреждение торжественно открыли 1 июня 2016 года, хотя ряд строительных работ не был завершен. На региональном сайте ОНФ говорится, что электричество в здании подключили по временной схеме, не доделали пищеблок, не функционировала канализационная насосная станция. При этом чиновники отчитались о выполнении мероприятий по модернизации системы дошкольного образования в Березовке на средства федерального и краевого бюджетов еще 31 декабря 2015 года. "Ситуация с очередным наполовину построенным детским садом совершенно вопиющая. Де-юре, по документам, данное дошкольное учреждение образовательную деятельность осуществлять не может, так как не имеет лицензии. Де-факто, непонятно каким образом, детсад в селе Березовка работает - даже при отсутствии системы аварийного электроснабжения, телефонной связи. Допускаю, что для обеспечения функционирования объекта эти недоделки не являются критическими, однако все должно быть сделано грамотно, в соответствии с необходимыми нормами", - заявил член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы РФ Антон Гетта.

Промышленность Алтайский край Сибирь