До весенней посевной осталось примерно полтора месяца, и аграрии встречают новый сезон в приподнятом настроении. Несмотря на то что состояние озимых на 30 процентов хуже, чем в аналогичный период прошлого года, их это вполне удовлетворяет.
- Главное, что озимые не успели раскуститься. Снега, конечно, сейчас на полях практически нет, но даже если температура упадет до минус пятнадцати, посевы это переживут. Конечно, до середины марта могут ударить и более сильные морозы, но пока что "полет нормальный", - говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Василий Шило.
Удачный прошлый сезон позволил российским производителям зерна неплохо заработать. Особенно южным регионам, которые традиционно ориентированы на экспорт. В 2016 году в России, напомним, собран рекордный урожай зерна (более 119 миллионов тонн), а девальвация рубля, ускорившаяся с июля 2014 года, помогла сделать отечественное зерно самым конкурентоспособным в мире. Его качество осталось высоким, при этом цена, выраженная в долларах, сильно упала.
- Россия традиционно доминирует на рынках Ближнего Востока и Северной Африки. А за счет того, что сильно подешевело зерно и его доставка, фрахт, российские трейдеры стали активнее осваивать и новые для себя рынки, - говорит редактор Российского аграрного агентства Станислав Смагин. - Мы начали продавать зерно даже в такие страны, как, например, Нигерия. Это самая населенная страна Африки и крупнейшая экономика континента. Туда раньше сбывали свое зерно французы. Есть соглашения о поставках в Марокко и Алжир, это тоже французские сателлиты. Кроме того, нашим зерном впервые заинтересовались Индонезия, Мальта, Мали и Мьянма, ранее покупавшие зерно в Австралии. А только Индонезия - это 250 миллионов человек и одна из самых перспективных и быстрорастущих экономик мира. В прошлом сезоне несколько кораблей российского зерна было продано в Мексику, где, естественно, всегда доминировали американцы.
По словам Смагина, российские аграрии в прошлом сезоне продали за рубеж более 34 миллионов тонн зерна и действительно набрали жирок.
- Минувшим летом после уборки они не кинулись сразу же продавать собранное зерно. Если вы посмотрите на динамику экспорта, то увидите, что она была более плавная, чем обычно. Последние годы до 70 процентов всего экспорта продавалось в первой половине сезона, сразу после уборки. Сейчас же производители могут себе позволить торговать без спешки. Есть финансовые возможности подождать лучшей цены, и есть где хранить зерно, - говорит эксперт.
Это действительно знаковый показатель, соглашается президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств (АККОР) Ростовской области Александр Родин. Обычно с появлением зерна нового урожая аграрии стремятся продать значительную его часть, потому что приходит срок выплачивать кредиты. Им, как правило, в это время очень нужны живые деньги. Массовый вброс товара на рынок неизбежно приводил к падению цен. В прошлом году такого не было.
Правда, в последние полтора месяца конъюнктура рынка меняется, и не в пользу нашей страны. Мировая цена на зерно остается относительно низкой, эффект от девальвации рубля уже исчерпан, а рубль начал укрепляться. В результате, по данным Федеральной таможенной службы, экспорт зерна в декабре упал на 23 процента относительно показателей 2015 года. Похожие цифры будут и по итогам января, говорят опрошенные аналитики.
По данным Росстата, запасы зерна в России месяц назад достигли рекордных 45 миллионов тонн (на 11 процентов больше, чем годом ранее). Это значит, что, если до получения нового урожая не продать 12 - 14 миллионов тонн, появится профицит зерна и внутренние цены на него начнут снижаться.
- Для производителей даже выгоднее, когда в стране низкий урожай зерна. Цена на него растет, при этом расходы на перевозку, обработку и хранение заметно ниже, - говорит глава крупного хозяйства, пожелавший остаться неназванным. - Поэтому в таких условиях надо избавляться от излишков, продавать все, что можно продать.
- Уже сегодня у экспортеров доходность упала до одного-трех долларов США на тонне пшеницы. При такой сильной позиции производителей большинство трейдеров может разориться, - говорит замдиректора департамента стратегического маркетинга и корпоративных коммуникаций ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский. - Сейчас темпы экспорта высокие, однако недостаточные для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение к началу нового сельхозгода, к 1 июля. Есть риск, что мы придем к невиданно высоким запасам зерна, более 20 миллионов тонн. Это в два раза больше прошлого сезона. Колоссальное предложение зерна в конце сезона будет иметь крайне негативное воздействие на внутренние цены и, соответственно, на инвестиционную привлекательность зерновой отрасли в целом.