- В исследовании доктора Стефанссона все далеко не так однозначно, как трактуют многие СМИ. В очень непростой и щекотливой теме много подводных камней, - сказал корреспонденту "РГ" доктор биологических наук из Института общей генетики РАН Сергей Киселев. - Чтобы сразу было ясно: нет какого-то одного гена образования, как нет гена памяти, гена интеллекта и т.д. Недавно ученым удалось наконец из тысяч генов, подозреваемых в связи с образованием, выделить всего 74. Их участие доказано с высокой вероятностью. Среди них преобладают гены, участвующие в развитии и работе мозга. Впрочем, авторы осторожны с выводами, отмечают, что термин "гены образования" некорректен, так как влияние каждого гена невелико. Эффект дает только ансамбль.
По словам Киселева, принципиально важно, о каком собственно образовании идет речь в работе исландцев. Особо обращает внимание, что число нынешних людей с "умными" генами сравнивается с 1990 годом. Какая разница? Дело в том, что 20-30 лет назад люди получали основательное, классическое образование. В его основе - отработанные годами методы обучения. "Например, требовали не просто писать ручкой, а стараться выводить буквы, и оценки ставили за каллиграфию, - говорит Киселев. - Мелочь? Научно обоснованно, что мелкая моторика развивает важнейшие познавательные участки мозга. А сейчас на первое место вышло умение как можно быстрей бегать пальцами по клавишам компьютера. Не память, не логика, а умение находить информацию. Говорят, а зачем запоминать, если можно посмотреть в Интернете. Но помнить надо, потому что знание участвует в научном поиске. Иначе на что опираться логике, как можно рассуждать и о чем, если нет этих опорных точек.
Таким образом, "умные гены" уходят в тень, их место занимают другие. Хорошо это или плохо? Ответа однозначного нет. На каждом этапе эволюции в лидеры выходят гены, на которые есть спрос. Футуристы обращают внимание на любопытную тенденцию. За последние 50 лет в науке не было практически ни одного эпохального открытия, по значимости сравнимого с двойной спиралью ДНК или теорией относительности Эйнштейна. Более того, замедляется и технический прогресс. Скажем, за 100 лет самолеты и автомобили по своей сути не изменились, телевидение всего лишь обзавелось цветом, радио - вообще "старое", к мобильникам и мобильным компьютерам люди в принципе были готовы 50 лет назад. Яркий пример замедления темпов развития - космос. Разве можно сравнить темпы его освоения в середине XX века и сейчас? Даже Луна нами до сих пор не освоена.
Кто-то скажет, но ведь в мире постоянно совершаются открытия. Вал публикаций не успевают освоить даже специалисты. Верно, но в основе этих работ лежат фундаментальные открытия, которые давно сделаны.
Может, это закономерно? Может, человек уже захлебывается в океане новой информации, и ему надо остановиться, разобраться. Поэтому на первое место выходят способности по поиску и освоению уже имеющейся информации. Ведь эволюция идет скачкам. На определенном этапе происходит накопление разрозненной информации, ее осмысливание, а потом последует новый скачок.
И, конечно, очень сомнителен главный вывод Стефанссона, что умные вымирают, так как меньше рожают. С одной стороны, одна из главных проблем ведущих стран - низкая рождаемость титульного населения. Многие женщины не спешат заводить детей, озабочены карьерным ростом. За них демографическую проблему решают люди с низким образованием. Следуя этой логике, интеллект человечества должен падать. Но можно вспомнить работы Сергея Капицы, посвященные демографии. Он доказывал, что к концу XXI века население Земли стабилизируется на уровне 10 миллиардов человек. Один из главных факторов как раз снижение рождаемости практически во всех странах благодаря стремительному распространению образования. Решающую роль играет Интернет, который сделает доступным качественное образование для огромного числа людей.
Причем важно, что спрос на качественных специалистов стремительно растет. Это изменит структуру общества. Кстати, еще 100 лет назад в сельском хозяйстве были заняты 80-90 процентов населения, а сейчас в ведущих странах всго 3 процента. То же самое уже происходит в промышленности. А впереди нашествие роботов, которые вытеснят человека из многих производств. Специалисты пророчат новую промышленную революцию, где главенствовать будут информационные и генные технологии. А значит спрос на высшее образование только вырастет, людей малообразованных будет все меньше. В этой цивилизации число умных будет расти, а не сокращаться, как утверждают исландские ученые.
- Свои сенсационные выводы они сделали на исследовании генов замкнутого сообщества, где практически нет их перемешивания, - говорит Сергей Киселев. - Но сейчас огромное число людей постоянно перемещаются по миру, происходит перемешивание народов, а значит, и генов. Поэтому переносить выводы исландцев на всю цивилизацию некорректно. Впрочем, авторы этого и не делали. За них постарались те, кто гонится за сенсациями.
Очевидно, что работа исландцев ставит много вопросов, на которые науке еще предстоит найти ответы.