Деревня Ольховка Приозерского района - место для археологов известное. Еще в конце XIX века здесь были обнаружены селища и могильники, относящиеся к раннему железному веку. А в 30-е годы ученые нашли странные камни, на которых были выдавлены небольшие лунки. Такие объекты археологи называют "чашечниками". В начале 80-х в Ольховке провели полноценные археологические исследования. Но радовались ученые недолго. Исследовать памятник до конца у них не получилось: камни, они и есть камни, пусть даже ритуальные. На данный момент никаких исследований чашечников не проводится, но до полномасштабных раскопок комплекс может и не дожить, поскольку в последние годы возле памятника началось строительство коттеджного поселка.
- На территории археологического комплекса полным ходом идут землеустроительные работы, - говорит градозащитница Татьяна Калашникова. - Рабочие отвечали на наше обращения, что эта груда камней уже никому не нужна. У них есть задание, они его выполняют и все.
Нюанс в том, что мегалитический комплекс находится в красивейшем месте Приозерского района, в двух шагах от озера Суходольского. Еще в годы СССР на берегу появилась база отдыха. Сейчас здешние территории, бывшие когда-то землями сельхозназначения, лишились этого статуса и отданы под коттеджную застройку. Участки вблизи озера принадлежат нескольким крупным компаниям, которые прокладывают коммуникации и активно продают землю дачникам. Цены кусаются - участок в десять соток стоит от миллиона рублей. Но это так, мелочь, рядом с Ольховкой в большом количестве продаются участки по 50-70 соток, за них просят уже от пяти миллионов и выше.
Непосредственно сами камни никто из застройщиков не сносит. Мегалиты имеют статус объектов выявленного культурного наследия, и любая хозяйственная деятельность с ними запрещена. Но злая ирония заключается в том, что в 2013 году, когда эксперты института истории материальной культуры составляли границы охранных зон, чашечники были включены в них не все вместе, а по отдель-ности. Получилось десять анклавов, которые трогать нельзя. А землей вокруг камней собственник получил право распоряжаться по своему усмотрению. Поэтому рядом с мегалитами прокладывают дороги и инженерные сети.
"Произведенная экспертиза не дает оснований осуществлять государственную охрану объектов, расположенных в Ольховке, как единого ансамбля с общей границей территории", - говорится в официальном ответе комитета по культуре Ленобласти.
Но минкультуры имеет полномочия сделать из десяти маленьких охранных зон одну большую, чтобы она охватывала весь памятник. Тогда строить дороги рядом с памятником уж точно будет нельзя, точно так же нельзя будет и продать кому-нибудь участок с древним мегалитом. Собственно, на такое решение и надеются активисты. Но результат может быть любым. Мегалитический комплекс считается выявленным объектом культурного наследия, это пограничный статус, когда объект вроде бы интересен, но еще официально не считается памятником. И охранный статус с него могут и снять. А могут оставить границы зоны в нынешнем виде. Таким образом, история с Ольховкой пока зависла в воздухе.
Вячеслав Мизин, краевед:
- Чашечниками возле Ольховки я занимаюсь с 2001 года. Для Ленобласти и всего Северо-Запада это уникальный объект. Подобные камни в небольшом количестве есть в районе поселка Ярково, что у Приозерска, встречаются они на острове Гогланд, было скопление у поселка Кротово. Но сейчас оно уничтожено. В отечественной археологии тема культовых камней сейчас несколько задвинута на задворки, поскольку при раскопках они дают очень мало фактического материала, то есть находок. А значит, не получается развернуто трактовать эти памятники. Поэтому археологи в первую очередь исследуют могильники, поселения и селища.