24.01.2017 20:21
Экономика

Увеличение числа региональных франшиз стало трендом 2016 года

Лучше всего развиваются франшизы в сфере услуг и общепита
Текст:  Агнесса Осипова (президент Российской ассоциации франчайзинга)
Российская газета - Федеральный выпуск: №15 (7181)
В 2017 году франчайзинг все больше будет уходить в Интернет и социальные сети, открывая для себя все новые области развития. Сетевые модели появятся в сфере строительства, ЖКХ, ветеринарии. При этом франчайзинг по-прежнему будет широко представлен в уже развитых секторах потребления.
Читать на сайте RG.RU
Владельцы франшиз пошли в малые города Урала

Для дальнейшего развития франчайзингу необходима поддержка государства как распорядителя ресурсов и соинвестора. В наступившем году государственные структуры начнут активно представлять льготные кредиты не под 18 процентов, а под 10. Корпорация МСП готова выступать гарантом перед банками на 50 процентов от кредита, что позволит существенно снизить банковский процент. Сейчас это больше похоже на декларацию о намерениях, но тем не менее именно 2017-й должен стать годом серьезного роста для российского франчайзинга.

Франчайзинг сочетает в себе малое предпринимательство с управленческими технологиями крупных компаний. У нас в стране достаточно потенциальных предпринимателей и управленческого опыта. Остается с помощью государства задействовать самый эффективный ресурс - человеческий капитал.

Основной тренд последнего года - увеличение региональных франшиз

Несмотря на экономический спад, рынок франчайзинга постепенно стабилизируется. Если в 2015-м и начале 2016-го паушальный взнос (одноразовый платеж за присоединение к франшизе. - Прим. ред.) ряда компаний снижался до 30-50 процентов, то сейчас бизнес возвращается к прежним ценам. "Антикризисные меры" отступают, предоставляя место выверенной и сбалансированной политике франчайзеров.

Второй год мы фиксируем 15-процентную динамику приращения готового бизнеса. По нашим оценкам, в стране сейчас около 1300 предложений сетевых концепций и более 50 тысяч объектов, работающих на основе франчайзинговых моделей. Это свыше полумиллиона стабильных рабочих мест.

Госкомпании перейдут на франчайзинговые проекты

Основной тренд последнего года - увеличение региональных франшиз, которые берут за основу наиболее популярные концепции и адаптируют их с учетом местной специфики. Сейчас можно увидеть франчайзинговые концепции практически во всех областях потребления. Наиболее активно развиваются два направления: сфера услуг и общепит, которые растут уже третий год подряд. И этот тренд продолжится в 2017 году.

Среди услуг спросом пользуются франшизы, связанные с дошкольным воспитанием, с досугом, активным отдыхом, детскими развлечениями. Заметный спрос и на языковые школы.

В ретейле менее радостная картина. Достаточно сильно пострадали компании, относящиеся к среднему ценовому сегменту, в то время как франчайзинговые сети, ориентирующиеся на эконом-сегмент, чувствуют себя значительно лучше. Кризис отразился на сетевом рынке одежды для женщин, который упал на 12 процентов, мужской - на 9 и детской - на 3.

В общепите доля компаний, работающих по франчайзинговой схеме, выросла на 4 процента и уже превысила долю "классических" сетей, составив 52 процента всего рынка. Быстрее всего растет сектор кофеен - как самый высокомаржинальный. В больших городах бурно распространяются федеральные сети, а в более мелких - зачастую региональные франшизы.

Как правило, это параллельный бизнес местных предпринимателей, которые хотят найти дополнительный рынок сбыта своей продукции. Так или иначе, количество сетевых ресторанов, кафе и баров за год выросло на 3,5 процента. Это несомненный успех, особенно если учесть, что общее число таких заведений уменьшилось на 0,3 процента.

Кризис ударил по статье расходов "питание вне дома", а это основной источник существования для общепита. В 2016 году доля тех, кто активно посещает такие заведения, составила 10 процентов против 11 процентов годом ранее - в то время как, например, в Канаде этот показатель равен 39 процентам, в США - 47 процентам от населения страны. Но россияне, экономя на питании вне дома, все равно продолжают посещать кофейни и фастфуд. Эти два сегмента показывают пусть и небольшой, но прирост.

Бизнес