Идея не то чтобы совсем нетривиальная, но в контексте переосмысления литературного наследия, допустим, занятная. Допустим. Но что там с реализацией? Вкратце - все очень плохо.
Итак, круглая штуковина, неаккуратно подбитая прямым ракетным ударом ВВС, приземляется в Чертаново, изрядно перед тем сей район Москвы пропахав и убив по пути энное количество человек. В том числе - лучшую подругу главной героини, из-за чего та будет недолго страдать и стараться всячески отомстить - тоже недолго. Ровно до момента встречи с пришельцем, обладателем орлиного профиля молодого горского князя и легкого южного акцента. Он почти такой же, как мы (по какой-то, известной одному Бондарчуку причине), вплоть до состава крови. Но лучше. Однозначно лучше кавалера-гопника, довершающего любовный треугольник с очень (ОЧЕНЬ) непредсказуемой развязкой, да и всех остальных.
Под остальными следует понимать жителей Чертаново, а под жителями Чертаново - вообще всех. Кроме кучки забитых интеллигентов под предводительством мудрого учителя астрономии - эти во время решающей битвы будут стоять в сторонке, наблюдая, как ополоумевшая толпа, ведомая грозным лидером с популистскими лозунгами и подогретая истерией в интернете, несется на бронированных великанов с палками.
Столь агрессивная ответная реакция была бы вполне понятна и обоснована в случае видимой агрессии со стороны инопланетян. Но нет же: первым делом был организован контакт, и выяснилось, что вторженцы говорят по-русски. То есть с ними можно было побеседовать, спокойно выяснить, чего им надо, и на этом проблема была бы исчерпана. Однако волей сценария первым контактером был самоназначен - кто бы вы думали? - депутат. Не ученый-лингвист или в какой-либо иной области специалист, а чиновник. Карикатурно глупый притом.
Кадры из фильма "Притяжение"Есть два варианта, как объяснить данное нестандартное сценарное решение и иные, в ассортименте, ему подобные. Первый - сценарий просто плох. Он населен одномерными персонажами, объединенными соответствующей, выковырянной из глубин носовых пазух драматургией, и грешит многочисленными натяжками, нелепостями, допущениями, а также прочими несуразностями, что с ходу переводит "Притяжение" из жанра фантастики в разряд фантазерства. Судите сами. Смуглокожий пришелец - что-то среднее между Арни из второго "Терминатора", ИТ из "Инопланетянина" и хипстером из ближайшего коворкинга - вместо того, чтобы попытаться наладить взаимопонимание с хозяевами того места, куда он прибыл (еще раз: он говорит по-русски), - крутит шашни с кареокой автохтонкой, нарекшей его Харитоном. И более того - идет с ней на концерт Макса Коржа, после чего любой уважающий себя представитель высокоразвитой внеземной цивилизации обязан, по идее, вызвать Звезду смерти и испепелить здесь все.
Второй вариант: все неказистые сюжетные ходы - в том числе с депутатом-пионером межзвездной дипломатии - подводят к крайне глубокому, по мнению создателей, посылу. Не способны мы нормально относиться к пришельцам (откуда-либо), потому что мы идиоты, стадо, так далее, и всюду у нас трэш, угар и массаракш. А с пришельцами надо дружить, потому что они, может, гораздо умнее нас. Нет - точно умнее.
Кому-то данное умозаключение покажется имеющим право на существование. Или даже смелым, правдорубским высказыванием. Кому-то - ни тем, ни другим. В любом случае, не это делает фильм "Притяжение" продуктом сомнительного качества. Вернее, не только это. На сомнительную мораль и дырявую фабулу - предположим на секунду - дозволительно закрыть глаза, поскольку кино-то молодежное.
Но, во-первых, это не должно считаться оправданием. Никогда и ни при каких обстоятельствах - вспомним бессмертные слова Чуковского. Во-вторых, после открывающей, действительно зрелищной сцены с терпящим бедствием НЛО, самолетами и тотальным разрушением, зрителя ожидает два часа вялой и скучной мелодрамы (в тех же "Сумерках" было больше интриги - кого выберет Кристен Стюарт) с поползновениями на территорию социального комментария. (К слову, сцена вторжения шарообразной штуковины в пространство планеты смонтирована параллельно с постельной сценой, в которой участвуют взрослый герой Петрова и несовершеннолетняя школьница, - что вызывает целый ряд остающихся без ответов вопросов.) И еще немного экшна, уже менее эффектного, в самом конце. В результате Федор Бондарчук, как всегда, взявшись сразу и за зрелищность, и за линию "про любовь", и за заигрывание с сетевой аудиторией, и за как бы остросоциальный подтекст, мечется туда-сюда и нигде до конца не докручивает, сбиваясь с ритма и превращая свою ленту в размазню. А когда продукт по консистенции представляет собой размазню - это верный признак того, что он, как минимум, не первой свежести. Если это, конечно, не продукт жизнедеятельности организма. К "Притяжению", впрочем, подходят и правило, и исключение.