Без роскоши
По информации департамента городского хозяйства (ДГХ) мэрии Ярославля, городские троллейбусы на сегодняшний день изношены на 80 процентов, автобусы - на 60, трамваи - на 40 процентов. При этом в 2016 году парк муниципального общественного транспорта не пополнился ни одной новой машиной. В наступившем году власти намерены ситуацию переломить.
- О космических проектах, которые до этого презентовались, мы сегодня не говорим. Все по земле ходим, - заявил заместитель мэра - директор ДГХ Михаил Кузнецов. - Ситуацию с бюджетами города и области мы прекрасно представляем, и здесь чудес не будет. Мы говорим о том, что сегодня нужно жить нашими реалиями, но при этом стремиться к тому, чтобы что-то улучшить.
Между тем еще совсем недавно, в 2014 и 2015 годах, горожане обсуждали в соцсетях и на кухнях, как они будут ездить на электробусах и даже на скоростных трамваях. Но если презентованная тогдашним заместителем председателя облправительства Михаилом Крупиным идея со скоростным трамваем, который должен был пересечь весь город с одной его окраины до другой, воспринималась довольно скептически, то на обещанном в 2014 году электробусе некоторые ярославцы даже прокатились. Автобус с "батарейкой" в конце декабря 2014 года поколесил по городу в тестовом режиме, однако заряда его аккумулятора хватило всего на 115 километров, и электробус отправили на завод-изготовитель на доработку. С тех пор в Ярославле гибрид троллейбуса и автобуса не видели. И, судя по всему, не увидят долго.
- Есть очень большая проблема, связанная с электробусами, потому что они еще "сырые". Это новые технологии. Аккумуляторы не выдерживают больших нагрузок в морозы, жару, во время стояния в пробках. Их не хватает на длительные переезды, - признался директор АО "Яргорэлектротранс" Ильхам Худиев. - Когда все эти недостатки будут устранены, тогда, возможно, мы к этой идее вернемся. Потому что, когда мы уберем провода, "рога" троллейбусов, даже сам вид города поменяется. Но, даже если через год будут устранены все недочеты аккумуляторной батареи, надо понимать, что на начальном этапе передовые технологии всегда бывают очень дорогими. На сегодняшний день это непозволительная роскошь для любого транспортного предприятия.
В поисках изюминки
Поэтому новые власти города сделали ставку на то, что "не роскошь, а средство передвижения". В этом году они планируют приобрести для нужд ярославцев порядка десяти единиц общественного транспорта, правда, пока не конкретизируют, какого именно: автобусов, троллейбусов или трамваев. А также разработать "правила игры": предельный срок эксплуатации ТС, его внешний вид, внешний вид водителя и кондуктора и так далее.
- Первое, что необходимо, - это корректировка маршрутов с учетом новой застройки, - делится планами директор ДГХ. - Кроме того, остро стоит вопрос оборудования современных транспортных "закольцовок", где водители могли бы отдохнуть, воспользоваться туалетом. Сегодня не везде есть такая возможность. Но мы должны говорить и об ответственности перевозчика перед пассажирами. Ярославцы хотят получать качественную услугу, ездить в современном, отремонтированном, чистом транспорте. Это должно стать некоей нашей изюминкой.
Требование обновить парк техники, чтобы она была под стать столице знаменитого турмаршрута (Роспатент зарегистрировал товарный знак "Ярославль - столица Золотого кольца" в конце 2016 года. - Прим. ред.), поступило и в адрес перевозчиков-частников, что, впрочем, вызвало у последних недоуменные вопросы.
- Когда мы проходили конкурсные процедуры, то полностью соответствовали нормативам, и когда теперь слышим от некоторых чиновников, что у нас "гробовозки", - руки опускаются, - возмущаются перевозчики-частники, попросившие не называть их имен, потому что "способов давления очень много". - Ну какие это гробовозки, если мы, например, только что обновились. У нас есть "пазики", которые по шесть миллионов стоят: низкопольные, с накопительными площадками, с бегущей строкой. Это совсем другая техника. Да, в социальном секторе работают старые "пазики", которые находятся в частной собственности. Но, если их владельцам покупать новые машины, они тогда не потянут социальный вид перевозок. Чтобы потянули, "социальщикам" из бюджета доплачивать надо, а потом уже говорить об обновлении транспорта, но ведь никаких доплат нет.
В очередь за б/у
По словам так называемых маршрутчиков, желаемая транспортная "изюминка" в городе давно уже есть - ярославский коммерческий транспорт обновлен весь. Из-за чего и стоимость проезда в нем выше, чем во многих других регионах. Сначала по просьбе властей частники обновили свой транспорт к тысячелетию города в 2010 году, через три года - еще раз. Нынешний раунд - третий.
- Долги на долги, бесконечный процесс, - сетует один из перевозчиков. - А между тем наш старый транспорт покупают в другие регионы. Мне, например, бесконечно звонят из Иванова: продай, пожалуйста, автобус 2012 года. Приезжают в Ярославль за старыми "пазиками" из Костромы, Владимира, Воронежа, Сочи, Беларуси, даже из Норильска и Иркутска. Такого нового коммерческого транспорта, как у нас, наверное, нигде нет.
По слова маршрутчиков, если их заставят обновлять парк автобусов, стоимость проезда, скорее всего, вырастет. Хотя поднимать цены на билеты они не планировали.
- С таким подвижным составом, на котором мы работаем, никакого повышения тарифов мы не планировали. По крайней мере до конца 2017 года, - говорит член совета Межрегионального автотранспортного объединения Николай Гирфанов. - Мы понимаем, что сейчас экономическое положение у людей непростое, никто с миллионами в карманах не сидит. И без того 23 рубля за поездку для людей дорого. Но, если нас попросят купить новый транспорт, тарифы, вероятно, вырастут.
Чтобы решить все спорные вопросы, при департаменте городского хозяйства решено сформировать рабочую группу, в которую войдут руководители профильных подразделений мэрии, сотрудники ГИБДД, а также представители частных и муниципальных компаний-перевозчиков. При этом директор ДГХ Михаил Кузнецов пообещал "каждый шаг вместе проговаривать, взвешивать и оценивать".